ЦВЕТНЫЕ ПОЛУЧАЕМ САМИ. ЭКСПЕРИМЕНТЫ - I
Дмитрий Рогацкин (Смоленск)
Продолжение серии статей.
Начало см. в № 6/7 – "Как нас называть" и № 9/10- "Спорный вопрос".
Сразу же хочу отметить, что не являюсь страстным поклонником и собирателем цветных и прочих аномальных форм кактусов. Скорее, наоборот, больше тяготею к классике. Однако, выявление растений с признаками мутаций и доведение их до жизнеспособного состояния является для меня чем то в виде спорта.
Вышло так, что, в основном, я специализируюсь на выращивании Gymnocalycium. И, пожалуй, еще Turbinicarpus. А основная масса цветных форм кактусов как раз и принадлежит к роду Gymnocalycium. Некоторое время назад Валерий Калишев обратился ко мне с просьбой попытаться идентифицировать некоторые цветные растения, точное название и происхождение которых неизвестно. Взявшись за это дело и проанализировав ряд фактов, я пришел к выводу, что данная затея может увенчаться успехом только в одном случае – при наличии справочника с достоверным авторским описанием всех имеющихся на сегодняшний день цветных форм. А это невозможно в принципе, поскольку необходимо, чтобы каждый любитель, получивший у себя дома аномальную форму, имел биологическое образование и сразу же официально публиковал описание с латинским диагнозом. Сравнивать же цветные формы с нормальными зелеными растениями или их описаниями не имеет смысла. Почему – попробую объяснить по ходу повествования.
За последние несколько лет мною посеяно более 350 порций семян Gymnocalycium с различным сроком хранения, степенью всхожести и полученных из разных источников: от солидных зарубежных фирм, до явно сомнительных. В целом, в посевах отмечалось появление десятков сеянцев с отклонением окраски стебля. Большинство из них были привиты на Peireskiopsis. И варианты их дальнейшего развития можно разделить на три условных категории:
- 1. После прививки на Peireskiopsis:
- растение сразу набирает зеленый цвет и развивается нормально без отклонений
- растение приобретает зеленую или буровато-зеленую окраску, но развивается медленно, с деформированным стеблем, не образуя типичных структур. В большинстве случаев, через какое-то время, оно впадает в стагнацию и погибает
- у аномально развившегося сеянца (а) точка роста редуцируется, растение дает детку, которая нормально развивается или приобретает монстрозную форму.
- Цветная форма, привитая на Peireskiopsis, после выставления на солнце:
- приобретает характерный зеленый цвет
- окраска становится более темной, буроватой; после перепрививки на постоянный подвой растение набирает зеленый цвет
- после перепрививки растение не полностью набирает зеленый цвет, оставаясь бледно-зеленым
- бледно-зеленым или желтоватым остаются 1-2 ребра (полностью или фрагментарно). В большинстве случаев они ниже прочих и участок стебля кажется слегка вдавленным
- растение дает зеленый апикальный прирост, а неизмененный цветной участок теряется в основании стебля.
- Дальнейшее развитие цветного растения:
- цветная форма развивается стабильно;
- цветная форма развивается несколько месяцев, затем, без видимых причин, погибает.
Хочется подчеркнуть, что приведенные выше данные базируются исключительно на моих личных наблюдениях и ни в коем случае не претендуют на универсальность. Тем не менее, даже используя этот скудный материал, можно провести четкую градацию и разделить сеянцы с различной степенью отклонения окраски на три группы: факультативное отклонение( облигатное отклонение и летальное отклонение.
Факультативное отклонение – вероятность образования цветной формы существует, но мала. Сюда относятся сеянцы первой и второй категорий (см. выше). В первом случае, при прививке и перепрививке сеянцев на срезе отмечается четкая бледно-зеленая окраска эпидермиса и подлежащих тканей. Во втором – даже при наличии желтого или розового эпидермиса или слоя поверхностных тканей, подлежащие ткани имеют зеленоватый оттенок.
Облигатное отклонение – в подавляющем большинстве случаев развивается полноценная цветная форма. На срезе зеленый оттенок ткани визуально не определяется.
Сеянцами с летальным отклонением следует считать белые полупрозрачные или полностью прозрачные проростки. Как правило, они погибают в течение суток после прививки, и, скорее всего, неспособны к газообмену.
Однако, для серьезных выводов необходимы авторитетные исследования и большой опытный материал. Поэтому, логичнее всего лишь детально рассмотреть отдельные частные случаи.
В результате удачной прививки примерно 50-и сеянцев Gymnocalycium с отклонением окраски (к сожалению, точный подсчет не проводился) удалось получить 6 настоящих цветных форм и лишь 4 из них живы поныне.
1. Gymnocalycium parvulum (подрод Trichomosemineum). Семена получены от фирмы (Меsа Garden(. Из 24 семян проросло 3. Прорастание позднее – через 12 и 14 дней (в норме, при свежих семенах, для данного подрода характерно самое быстрое прорастание – на 3-й – 4-й день, и самая быстрая потеря всхожести при хранении). Сеянцы слабые, 1-й бледно-зеленый, 2-й белый с розоватой верхушкой, 3-й белый полупрозрачный. Все три привиты на Peireskiopsis. Из них 3-й сеянец в течение 12 часов увял и высох. 1-й через неделю тронулся в рост и развился в нормальное растение с характерным габитусом. 2-й сеянец в течение месяца не проявлял ни негативных, ни позитивных признаков, затем активно тронулся в рост и развился в прекрасную ярко-малиновую форму. Однако, даже при поверхностном взгляде на обычный (1-й) и цветной (2-й) сеянцы было заметно, что это совершенно разные растения. 1-й являл собой типичный Gymnocalycium подрода Trichomosemineum, относящийся к группе форм G. Stellatum. 2-й (цветной) отличался более острыми и четко выраженными ребрами, частыми ареолами, жесткой, отстающей от стебля, торчащей в ряде случаев, полиформной колючкой светло-буровато-желтой окраски (в норме – пять полностью прижатых радиальных колючек с темным основанием). Поэтому, при стороннем взгляде на это растение определить его до вида возможным не представляется.
Что-либо существенное о габитусе последних двух сеянцев пока сказать трудно, так как они еще недостаточно велики.
В последнее время я перестал прививать все подряд сеянцы с отклонением окраски, уже примерно предполагая, что получится в том или ином случае. Не прививаю и белые полупрозрачные сеянцы – они, как правило, нежизнеспособны. Прибегаю к прививке только в том случае, если потенциально цветной сеянец продержался неделю, не позеленев и не став прозрачным. В случае успешной операции, именно такие сеянцы дают жизнеспособные цветные формы (см. облигатное отклонение окраски). Более того, в 2000 г. я оставил все бледно-зеленые и желтоватые сеянцы на своих корнях, распикировав в отдельную плошку. Примерно половина из них погибла. Осталось 6 сеянцев: G. schatziianum, G. fleischerianum и 4 cеянца G. andreae. Все получены из "фирменных" семян. Сеянцы развивались раз в 10 медленнее своих нормальных собратьев, обнаруживая желтовато-салатовую окраску у G. fleischerianum, зеленовато-розово-бурую у G. schatziianum и ярко-малиновую (!) у всех G. andreae. Последние росли медленнее прочих, и два из них я привил, решив, что это истинная цветная форма. Однако, на привое сеянцы бурно тронулись в рост, сделавшись обычными зелеными G. andreae, лишь с небольшими отличиями от остальных. Попытка их укоренить успехом не увенчалась. О нарушении корнеобразования упоминается в конце статьи. Сейчас оставшиеся на своих корнях сеянцы снова стоят в тепличке, продолжая медленно расти и выглядят мало похожими на своих нормальных собратьев. И еще одно - имеют чрезвычайно слабую корневую систему.
ЦВЕТНЫЕ ПОЛУЧАЕМ САМИ. ЭКСПЕРИМЕНТЫ - II
От составителя. В номерах 4(5) и 5(6) СULTIVAR мы публиковали материалы экспериментов, проводимых любителями Вячеславом Филипповым и Николаем Шемораковым по воздействию на семена кактусов различных излучений. Результаты этих воздействий неоднозначны. В то же время, накопленного опыта недостаточно, чтобы сделать какой то вывод. Предлагаемый рассказ – одно из очередных исследований в данном направлении. Особая его ценность в том, что автор описывает результаты не только с экспериментальной группой семян, но и контрольной, не облученной.
Дмитрий Рогацкин (Смоленск)
Несколько лет назад, дабы посмотреть, как это повлияет на всхожесть, я подверг семена 20 различных видов (не только Gymnocalycium.) комплексному воздействию ультрафиолетовых и инфракрасных лучей с помощью физиотерапевтической установки. Результат был только один, и весьма неожиданный – 4 из 16 сеянцев Astrophytum niveum оказались цветными. Два из них выжили и превратились в прекрасные насыщенно-желтые растения. Воодушевленный, я приобрел все оставшиеся семена того же Astrophytum niveum и основную массу посеял, предварительно облучив полупроводниковым твердотельным лазером. В результате из 120 сеянцев 33 оказались цветными. Настораживало лишь то, что в первом и во втором случае, ни один из прочих видов, также подвергшихся облучению, не дал ни одной мутации. Почему так получилось, стало понятно примерно через полгода, когда нормальные сеянцы A. niveum дали четкое расщепление признаков. Получилось, что примерно четверть оказались цветными, половина имели густой белый крап. А сеянцы оставшейся четверти были крупнее остальных и с более редким, но крупным буроватым крапом. Следовательно, семена имели гибридное происхождение, видимо от гибридов первого поколения. Посев оставшейся части семян без всякой обработки подтвердил догадку. Лазер оказался не причем. Тогда я развернул еще один эксперимент. Около 50 видов семян были обработаны рентгеновскими лучами с различной экспозицией, как в сухом виде, так и после замачивания и с различным интервалом послепосевной обработки.
Более того, теплица была установлена непосредственно в рентгеновском кабинете на расстоянии 2-х метров от аппарата.
Результат превзошел все ожидания и охарактеризовать его можно одним словом – никакой. Все взошло зеленое, со средними показателями и без каких–либо сюрпризов. Зато дома, на шкафу, образовались сразу 3 мутанта. Посему, все эксперименты по надругательству над семенами решено было прекратить.
ЦВЕТНЫЕ НА СВОИХ КОРНЯХ - III
Почему пестрые формы (variegata), в большинстве случаев, худо-бедно, а порой и неплохо, растут на своих корнях, а цветные (не зеленые) – нет, хотя, по данным Игоря Скулкина, Николая Шеморакова и Анатолия Михальцова, имеют хлорофилл, причем, в достаточном количестве и, следовательно, вполне на это способны? И почему пестрые формы чаще всего сходны со своими зелеными собратьями, а одноцветные, в большинстве случаев, имеют заметные и серьезные отличия? Можно, конечно, все однозначно свалить на гибридность и влияние подвоя. Опровергнуть или подтвердить такую версию более чем сложно. В то же время из всего вышесказанного можно сделать и другой вывод – в случае возникновения истинных, полностью окрашенных цветных форм (без зелени) имеет место не одностороннее, а комплексное изменение свойств растения, то есть - изменение окраски ткани, нарушение способности корнеобразования, отклонение в строении стебля, колючек, и т.д. Опять же - может быть. Я не специалист в данном вопросе и не ботаник, хотя к определенной области биологии имею непосредственное отношение, что и позволяет мне осмысленно использовать термин "мутация".
Будут ли мои выводы и предположения в дальнейшем подтверждены или опровергнуты – принципиального значения не имеет. В любом случае будет сделан еще один шаг к истине. А это отрадно.