Список статей | Контакт с автором | English | RUS=Win1251 |
Проект Роберта Велленса "Succulent Tissue Culture" - тканевая культура суккулентов
Лапшин Петр
Электронный журнал "Культивар" (www.lapshin.org/cultivar), №5(21), 2003
Лаборатория "Succulent Tissue Culture" (STC) расположена в Нидерландах в Штейнбергене, к югу от Роттердама: Laboratory Address / Visiting address: Succulent Tissue Culture, Kort Eind 3, 4651 PE Steenbergen, The Netherlands. Phone/fax : (+) 31-113-556001. E-mail : wellens@succulent-tissue-culture.com
Photo 1 |
На рис. 1-5 изображены некоторые растения из коллекции STC. Многие из них были получены в культуре in vitro и высажены в грунт 3-7 лет назад. Большинство из них сейчас взрослые, цветущие растения, которые хорошо адаптированы к условиям теплицы.
Photo 2Photo 3
| |
Кроме того STC получает гаплоиды и полиплоиды у сельскохозяйственных растений, для последующей работы селекционеров. Гаплоиды - это организмы, содержащие одну копию генетического материала вместо двух, как у любого нормального (диплоидного) организма. Полиплоиды - организмы, содержащие более двух копий генетического материала (триплоиды - три набора; тетраплоиды - четыре и т.д.). Гаплоиды представляют интерес для селекции с той точки зрения, что не содержат рецессивных, т.е. "молчащих" генов, это позволяет проводить работы по традиционной селекции с более предсказуемым результатом. Полиплоиды часто характеризуются более высокой продуктивностью по сравнению с нормальными диплоидными особями, что также имеет значение как для селекции, так и для непосредственного сельскохозяйственного производства.
Photo 4 |
Технология in vitro ("в стекле") - это совокупность методов, сверхэффективного вегетативного размножения растений, позволяющая восстанавливать целые растения из очень маленьких отдельных фрагментов любых органов и тканей, в том числе: стеблей, листьев, кончиков корней, цветков, лепестков, тычинок, пыльцы и т.д, которые обычным образом не способны развиваться в целое растение. Основная идея заключается в том, что существует принципиальная возможность регенерации целого организма из отдельной клетки (свойство тотипотентности). Вопрос только в том, как создать такие условия.
В 30-х годах 20-го века французу Рене Готре удалось создать условия для неограниченно долгого поддержания неорганизованно растущей (каллусной) ткани моркови. Эти культуры поддерживаются в лаборатории до сих пор. Биотехнология растений проделала огромный путь. В России основоположником этого научного направления является Раиса Георгиевна Бутенко, возглавлявшая отдел Билогии клеток и биотехнологии в Институте физиологии растений Российской академии наук в Москве.
Photo 5. Lophophora williamsii |
Технологии in vitro получили бурное развитие с 60-х годов 20-го века, что было связано с успешными работами в области молекулярной генетики. Культура клеток и тканей растений в настоящее время широко используется как вспомогательные методики при генноинженерных манипуляциях с растительными тканями.
Кроме генной инженерии технологии in vitro нашли широкое примерение как один из высокоэффективных методов в селекционном процессе, позволяющий преодолевать многие биологические барьеры скрещивания отдаленных организмов. Также работа с использованием этих методов полволяет ускорить селекционный процесс во много раз. Можно отметить сравнительную легкость и быстроту отбора на уровне культивируемых клеток после воздействия на них какими-либо селективными факторами.
Одним из широко распространенных применений культуры клеток и тканей является использование их для непосредственного вегетативного размножения растений - так назваемое микроклональное размножение растений. Методы in vitro позволяют с высокой эффективностью размножать редкие и плохо поддающиеся размножению в обычных условиях виды растений, а также размножать единично полученные уникальные мутанты и гибридные экземпляры. С помощью этих методик можно получать до миллиона растений в год из одной меристемы (почки). Лаборатория STC занимается как раз микроклональным разножением суккулентных и других декоративных растений, а также получением мутантов, обладающих повышенной декоративностью, например пестролистных форм растений.
Photo 6. Aloe compressa v.Schistophylla variegata
Photo 7. Yucca sp. Illinois variegata
| Photo 8. Gymnocactus subterraneus cristate in vitro
| Photo 9. Gymnocactus subterraneus cristate in vitro
| |
В условиях in vitro в лаборатории STC были получены пестрые (variegata) и кристатные формы у суккулентных растений. Индукция вариегатности получена у таких однодольных растений, как Aloe, Yucca и Haworthia. Это Aloe compressa v. Schistophylla variegata (рис. 6). Другим примером индукции пестролистности in vitro является Yucca sp. из Иллинойса (еще не получила названия) - см. рис. 7. Полученные в STC пестролистные формы будут позже доступны для продажи, и STC продолжает эксперименты в этом направлении еще на нескольких видах растений.
STC достигла успеха в стимулировании кристатной формы роста у кактусов in vitro: Gymnocactus subterraneus "cristate" (рис. 8 и 9).
Photo 14. Пробирочная культура Канны |
Неорганизованно растущая (каллусная) ткань (рис. 10) состоит из клеток, которые хаотично и неограниченно делятся и теоретически, какждая из них в соответствующих условиях может дать начало целому организму. Поэтому обработка мутагенами, стимулирующими изменения генетического аппарата с последующей селекцией к интересующему исследователя фактору, может давать быстрый результат, недостижимый или трудно достижимый обычными методами. Отличительной особенностью методов in vitro от традиционного вегетативного размножения является использование искусственных сбалансированных по минеральным солям и витаминам питательных сред (часто содержащих гормоны, направляющие развитие клеток в ту или иную сторону) и работа в стерильных условиях, не допускающих развития грибной и бактериальной микрофлоры, которая конкурирует с растительными клетками за субстраты и подавляет их рост. Поэтому работы с растениями проводят в стерильных боксах или в закрытых "ламинар" столах, куда подается стерильный воздух (рис. 11). Сами растения (или их ткани) содержат в герметично закрытых сосудах, не допускающих попадание микроорганизмов (рис. 12-15). На дне сосуда находится питательная среда с агаром, придающим ей механическую прочность и опору для растений. Сосуды с растениями размещают с специально оборудованных помещениях с регулируемым микролиматом: температурой, влажностью, освещенностью и фотопериодом (рис. 16).
Photo 15. Микроклональное размножение Agave
Photo 16. Помещение с растениями in vitro
| |
Исторически сложилось, что модельным объектом при разработке методов in vitro чаще всего являлся табак - Nicotiana tabacum. Это растение очень пластично в культуре in vitro и именно на нем обычно отрабатывают новые методики. Например, наиболее удачная и распространенная питательная cреда для культивирования тканей in vitro была составлена Тошио Мурасиге и Фольке Скугом с 1962 году именно для табака. Однако в прикладной науке основные работы с использованием методов in vitro проводились на объектах, представляющих непосредственный интерес для сельского хозяйства или других областей человеческой деятельности. Суккулентные растения такими объектами не являются и представляют в большинстве случаев исключительно декоративный интерес. Поэтому повсеместной активной работы с ними не проводится.
В связи с этим проект Роберта Велленса "Succulent Tissue Culture" - это пионерская работа, заполняющая существенную брешь на современном уровне развития биологической науки.