ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ"
Выставка РОИКС "КОНВЕРГЕНЦИЯ В МИРЕ СУККУЛЕНТОВ"
В ГОСУДАРСТВЕННОМ ДАРВИНОВСКОМ МУЗЕЕ (8-27 мая 2001 года)
Анонс статьи. Полный текст в выпуске 27 1(2006)
Синёв И. Е.
К настоящему времени наземная растительность прошла длительный путь эволюционного развития: от первых наземных водорослей и до кактусов, бромелий и других ксерофитов, заселивших пустыни и сухие местообитания. Да, именно так, от водорослей к ксерофитам, а среди последних от склерофитов к суккулентам, можно очень обобщенно обозначить генерализованное направление эволюции растений. Поначалу растения только научились дышать атмосферным воздухом. Затем, неизвестно через сколько миллионов лет, они приспособились поглощать воду из почвы, у них появились корни и они заселили все местообитания с постоянно влажными почвами. Потом, опять через много миллионов лет, растения стали приспосабливаться поглощать воду из почв с небольшим и даже очень незначительным содержанием воды. Одновременно они развивали приспособления для уменьшения потери воды при дыхании: появились закрывающиеся устьица, уплотнились покровные ткани растений, стала уменьшатся площадь листовой поверхности и одновременно увеличиваться корневая система. Так появились, причем уже в мезозойскую эру, склерофильные ксерофиты. Они заселили пустыни, но только те местообитания в них, в которых всегда есть хотя бы небольшое количество почвенной влаги. Те же биотопы, в которых влага периодически полностью отсутствует, например, маломощные слои почвы на подстилающих скалах, самые верхние слои почвенного покрова, пересыхающие в первую очередь, те же верхние слои почвенного покрова на рыхлых подстилающих породах, которые исключают подъем капиллярной влаги - все эти биотопы склерофиты заселить не могли. Это сделали растения, которые научились запасать воду и очень экономно тратить ее при дыхании - то-есть суккуленты - наиболее сложно устроенные растения.
Заселяя районы с различными условиями и приспосабливаясь к ним, суккуленты, как все растения, изменялись соответственно новым условиям, и в результате от немногочисленных предков возникло громадное разнообразие современной суккулентной флоры Земли. Процесс постепенного увеличения различий между потомками одного предка называется «ДИВЕРГЕНЦИЕЙ». Процесс дивергенции ведет к появлению новых видов растений.
Однако, наряду с дивергенцией, происходит и обратное явление - «КОНВЕРГЕНЦИЯ» - процесс, в результате которого в сходных условиях неродственные виды образуют похожие жизненные формы. Следует заметить, что, несмотря на «обратный знак» этого процесса сравнительно с «дивергенцией», тем не менее он также ведет к видообразованию, а не к уменьшению численности видов.
Явление конвергенции уже давно отмечено у суккулентов. Так, африканские виды молочаев во многих случаях подобны американским кактусам. Возможно, поэтому испанцы, завоевывая Мексику, не очень сильно поражались американскими кактусами - нечто подобное они уже видели на Канарских островах и в Южном Марокко. Но подобны не только молочаи с кактусами. Сходные жизненные формы образуют суккуленты и из других семейств. Например, жизненную форму цереуса имеют, помимо молочаев, также Гудии из семейства Ластовневых, некоторые Сенецио из Сложноцветных, ряд представителей немногочисленного семейства Дидиериевых и даже некоторые Циссусы из Виноградовых.
Шаровидную «кактоидную» форму, кроме кактусов, имеют также несколько видов молочаев (Euphorbia obesa, Eu. meloformis и др.), 4 вида рода Псевдолитос и Whitesloanea crassa из Ластовневых. Но, кроме стеблевых суккулентов, аналогичные формы образуют листовые суккуленты из семейств Мезембриантемовых и Толстянковых. В первом из этих семейств шаровидную «кактоидную» форму образуют два сросшихся по всей длине листа (Литопсы, Муирия и др.), или плотные шаровидные скопления из множества таких парных сросшихся листьев - Конофитумы. Среди толстянковых у некоторых видов (например, у Crassula pyramidalis, Aeonium tabuliforme) в сухой сезон листья так плотно смыкаются, что своей плотной массой образуют «кактоидную» форму. Наконец, мы знаем, что среди кактусов шаровидная «кактоидная» форма стебля характерна в первую очередь для кактусов из подсемейства Cacteae, но многие опунции также образуют шаровидные кактоидные стебли. Некоторые из них представлены на нашей выставке.
Шаровидная или близкая к ней форма водозапасающих органов настолько распространены в мире суккулентов, что следует лишний раз напомнить экологический смысл данного явления. Вспомним геометрию: несложные расчеты показывают, что при данном объеме (запасенной воды) минимальная поверхность (испарения и потери запаса влаги) присуща именно шаровидному телу. И более того, с увеличением диаметра шаровидного тела возрастает отношение объема к площади поверхности, что в условиях дефицита влаги имеет для суккулентов первостепенное значение. Эффективность водозапасания цилиндрических стеблей не намного ниже, чем шаровидных. Не случайно цилиндрические побеги также очень распространены среди суккулентов.
Среди однодольных суккулентов очень многочисленны различные формы листовых розеток - у Агавовых, Лилейных (Алоэ, Гаворции и др.), Бромелиевых и др. семейств. Агавовые распространены в Северной Америке. В Южной Америке аналогичную нишу занимают наземные Бромелиевые. В Южной Африке ту же роль играют многочисленные виды Алоэ и Гаворций. Во всех трех из них можно найти сходные жизненные формы. Но иногда и двудольные идут путем образования листовых розеток. В первую очередь это многочисленные представители семейства Толстянковых. Но также и кактусы: Ариокарпусы, Лехтенбергии и Неогомесии, у которых роль листьев в розетках играют специфические выросты на суккулентном стебле.
Конвергенция затрагивает не только жизненные формы, но и отдельные характерные черты строения суккулентов. И наблюдается не только между разными семействами, но и в пределах одного семейства между различными таксономическими группами. Например, листья, покрытые густыми щетинками можно встретить в пределах Толстянковых у видов рода Echeveria (Echeveria leucotricha) и у мадагаскарского вида рода Kalanchoe - Kalanchoe tomentosa. Красивый лазурный налет на листьях можно встретить почти во всех семействах суккулентных растений. Это и представленный на выставке цереус Azureocereus hertlingianus, и многие Агавы, и Эхеверии.
Среди коллекционеров всегда пользуются повышенным вниманием Цереусы, покрытые густым волосяным покровом. Но такой же покров мы можем найти и на многих видах из подсемейства Опунциевых: это Austrocylindropuntia vestita, Tephrocactus rauhii и другие виды. Мелкие щаровидные стебли многих Кактусовых подобны шаровидным листьям Пахифитума яйценосного. Длинные цилиндрические неопадающие листья Austrocylindropuntia subulata подобны таким же листьям Kalanchoe tubiflora.
Опубликованные здесь материалы принадлежат их правообладателям. Вы можете свободно размещать в интернете эту статью, но обязаны поставить ссылку на журнал "Кактусы и другие сухолюбивые растения" и сайт-источник:
http://www.lapshin.org/roiks