Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
  К началу // Работа секции // Наш журнал // Контакты  

 Работа секции
 Календарь лекций
 Выставки в Москве
 Коллекции участников
 Каталоги для заказа
 Как вступить
 Фотогалерея
 История секции

 Оглавление журнала

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ"

Выставка РОИКС "КАКТУСЫ - ЗВЁЗДЫ - Астрофитумы" В ГОСУДАРСТВЕННОМ ДАРВИНОВСКОМ МУЗЕЕ (с 17 по 29 сентября 2007)
Анонс статьи. Полный текст в выпуске 28 2(2006)

Синёв И. Е.

Посвящается памяти действительного члена РОИКС профессора Николая Григорьевича Балашова (1924-2002), известного российского коллекционера и специалиста по астрофитумам.

Астрофитумы (ASTROPHYTUM) – «Звёзды среди кактусов», давно занимают своё особое место и в коллекциях любителей, и в различных вариантах ботанической системы семейства Кактусовых (CACTACEAE). Это типичные мексиканские кактусы средних и крупных размеров, распространенные на востоке и северо-востоке страны. Даже чисто внешне они отчётливо выделяются среди прочих кактусов главным образом наличием специфического налёта – «крапа» – на эпидермисе, который некоторые авторы называют "шерстистым налётом", другие – "оклочкованием", третьи -- "хлопьями". Иногда говорят о "ворсистых клочках на эпидермисе" (О. Садовский и В. Хааге, 1957). Чаще всего он бывает белого цвета, сплошной или разреженный, создающий узоры на стебле растений из отдельных пятен. Цветной – не зелёный – эпидермис встречается у многих кактусов. Однако только у астрофитумов он обусловлен наличием на зелёгом эпидермисе частичек крапа. Интересно, что даже всходы астрофитумов уже покрыты этим крапом, причём и те разновидности, которые в зрелом возрасте его лишены. Это говорит об очень древней истории эволюционного развития данного явления. Тот, кто бывал в тропических пустынях и имеет представление об интесивности солнечной инсоляции в сочетании с очень высокими температурами, тот согласится, что наличие крапа, эффективно отражающего солнечные лучи, отнюдь не лишнее украшение для растений открытых местообитаний.

Однако не крап обусловил распространённое название астрофитумов как "кактусы-звёзды" (ASTER -- на латыни означает «звезда»).. Стебли астрофитумов удивительно пропорциональны и, в сочетании с крапом, выглядят очень красиво даже в отсутствие колючек (у двух видов). При взгляде сверху они, предположительно, и напомнили своим открывателям облик ярких лучистых звёзд в чёрном тропическом небе. Впрочем, есть и другие мнения относительно возникновения звёздного названия астрофитумов. Бесколючковый пятирёберный Astrophytum myriostigma, найденный в 1837 г. ботаником Галеотти якобы напомнил своему первооткрывателю морских звёзд. Как бы там ни было, но это название удивительно точно соответствует и облику астрофитумов и их громадному значению для коллекционеров кактусов.

Немного истории. Первый астрофитум -- Astrophytum ornatum, был найден в Мексике в 1827 г . Это самый крупный и самый южный по своему ареалу вид рода, достигающий в природных условиях до полутора метров в высоту при диаметре его восьмирёберных стеблей до 30 см. Крап белого цвета как правило не образует сплошного покрытия, а лишь пятна и косые полосы различной ширины и плотности, с голыми зелёными полосами между ними. В совокупности они образуют красивый узор на стебле растений. Отсюда и видовое название – на латыни ornatum означает "украшенный". (В настоящее время известна форма со сплошным крапом. Найдена ли она в природе, или же является культиваром – нам неизвестно. Но эти растения очень красивы.) Ареолы несут мощные желтые колючки в количестве 6-8, реже 10-11. Несмотря на очевидную столбчатую, то-есть цереусовидную, форму стебля он был назван описавшим его знаменитым швейцарским ботаником Де Кандолем (1845) Echinocactus ornatus DC. Выдающийся ботаник уловил его родство с другими эхинокактусами (в широком смысле этого термина), в частности, по характеру цветения из темени растения и не дал себя обмануть формой вегетативного стебля.

Второй вид – Astrophytum myriostigma, был найден в 1834 г. молодым ботаником Галеотти. История рассказывает, что Галеотти нашел первый экземпляр этого пятирёберного, белого от сплошного крапа кактуса на высоте свыше 2000 м над у.м., уже в сумерках, подыскивая место для привала. Увидев кактус, Галеотти восторженно воскликнул: «Ого! Какая великолепная звезда!» И описал его впоследствии как цереус.


Астрофитумы из коллекции И.Е.Синева


Астрофитумы из коллекции И.Е.Синева

Ошибка была исправлена спустя 5 лет ботаником Шарлем Лемэром, специально создавшим для этого растения род Astrophytum. Видовой эпитет – myriostigma, в переводе с латыни означает «тысячекрапинковый». По своим размерам мириостигма занимает как бы второе место после Орнатума – некоторые старые экземпляры могут якобы достигать высоты 90 см., однако как правило, их размеры не превышают 50 см. Ареал вида несколько больше, чем у Орнатума (Astrophytum ornatum) и простирается к северу от последнего, преимущественно в штате Сан-Луис-Потоси, но также в штатах Коауила, Нуэво-Леон и Тамаулипас. Обширный ареал Мириостигмы обусловливает большое внутривидовое разнообразие. Известны по меньшей мере 4 разновидности основного подвида Мириостигмы с подразновидностями, различающимися ареалами, размерами цветков и плодов, архитектурой стебля. Есть разновидности с острыми и округлыми рёбрами, с большими и мелкими цветками. Встречаются экземпляры без крапа. В некоторых популяциях старые растения имеют почти всегда более пяти рёбер – 6-8, до 9. В других – часто встречаются экземпляры с четырьмя рёбрами и, как исключение, с тремя. Таким образом, для серьёзного коллекционера один этот вид уже представляет огромный интерес, тем более, что все разновидности, подразновидности и формы очень красивы и служат украшением коллекций. Следует добавить, что, по данным журнала американских кактусоводов, Мириостигма (Astrophytum myriostigma) представляет собой самый распространённый кактус в Мире в коллекциях любителей вообще.

Похожий на Мириостигму Астрофитум коахуйлензе (Astrophytum coahuilensе) – Коахуйлензе, распространён несколько севернее Мириостигмы в южной части одноимённой пустыни, ареалы этих видов не соприкасаются. По-видимому, он возник в результате гибридизации Мириостигмы с распространённым в пустыне Коахуила Астрофитумом каприкорне (Astrophytum capricorne). Некоторые кактологи считают Коахуилу подвидом Мириостигмы с ещё более густым крапом (Astrophytum myriostigma subsp. coahuilensе). Однако это вряд ли оправдано. Стебель Коахуилы действительно похож на стебель Мириостигмы, но на этом подобие и заканчивается. Цветки у него имеют красный зев, а плоды при созревании краснеют и открываются снизу, как у Каприкорне. Коахуйлензе всегда имеет только пять рёбер и не имеет «нудальных», то-есть без крапа, форм. Микростроение поверхности его семян не отличается от Мириостигмы (Доуэльд, 1999), но это можно расценивать как один из доводов в пользу его предполагаемого гибридного происхождения.

В 1843 г. баварец Вильгельм фон Карвинский, работавший в тот момент в Мексике на службе российского правительства и занимавшийся сбором местных растений для российских ботанических садов, случайно (погнавшись за сорванной с головы порывом ветра шляпой) нашел третий вид астрофитума – Astrophytum asterias. Новый вид внешне отличался от предыдущих видов не меньше, чем последние между собой: он имел 8 ребер, как Орнатум, но не имел колючек, как Мириостигма. Стебель же был сдавленно шаровидным и лишь незначительно возвышался над уровнем почвы. Крапчатый рисунок был относительно редким и не шёл ни в какое сравнение с обоими предыдущими видами.. Цветки были не чисто желтые, а с красным или буро-красным зевом. Это относительно мелкие растения с совершенно плоскими рёбрами в количестве восьми. Старые растения достигают в диаметре 20 см. В отличие от также бесколючкового Мириостигмы, их ареолы ярко выражены и представляют собой пушистые белые образования. Интересно, что все привезённые Карвинским в Европу и Россию экземпляры Астериаса довольно быстро выпали из коллекций, не оставив потомства. Карвинский почему-то не оставил описания места находки и Астериас на долгие 80 лет стал мистическим видом. Вновь он был обнаружен в ботаническом саду г. Мехико знаменитым чешским сборщиком кактусов Фричем, который опознал его среди других кактусов, собранных в имении латифундиста Кастаньеды в штате Тамаулипас. В 1851 г берлинский врач д-р Герман Посельгер, собиравший в Техасе и Северной Мексике кактусы для своей коллекции, нашел в центральной, наиболее суровой части пустыни Коахуила 4 вид астрофитума – Astrophytum capricorne – Каприкорн. И этот вид также оказался очень своеобразным, мало похожим на ранее открытые виды. Помимо крапа и своеобразной формы семян, объединяющих все виды рода Astrophytum, Каприкорн имеет длинные и широкие закрученные колючки и относительно очень большие, до 7 и даже 8 см в диаметре жёлтые цветки с красным зевом. Ареал его почти не соприкасается с ареалами Мириостигмы и Астериаса, расположенными соответственно южнее и восточнее. В то же время ареал Коахуйлензе почти целиком находится внутри ареала Каприкорна, занимая его центральную часть. В природе Каприкорн не менее вариабелен, чем Мириостигма. Разные кактологи выделяют в нём от 3 до 6 разновидностей и подразновидностей. Впрочем, другие выделяют некоторые из этих разновидностей в самостоятельные виды, например, Astrophytum senile (Astrophytum capricorne v. senile), Astrophytum crassispinum (Astrophytum capricorne v. crassispinum), Astrophytum crassispinoides (Astrophytum capricorne v. crassispinoides), Astrophytum niveum (Astrophytum capricorne v. niveum).

Всего в роде Astrophytum пять "хороших" видов. Но встречаются системы рода с количеством видов 4 (современные американские кактологи не признают видовой статус Коахуйлензе), 6 (Фрич, К. Бакеберг, В. Хааге и некоторые другие евролпейские кактологи выделяют в самостоятельный вид нудальную форму Каприкорне -- Astrophytum senile), и до 9 (О. Садовский, В. Хааге, 1957). Очень большие морфологические различия между видами рода Астрофитум, большое разнообразие этих растений на подвидовом уровне и компактный ареал рода в целом свидетельствуют о том, что именно Северо-Восточная Мексика является областью возникновения этого рода. Однако некоторые авторы, как например, В. Хааге и О. Садовский, основываясь на своеобразной вогнуто-круглой ("шапкообразной") форме семян астрофитумов, начинают искать их родственников и даже предков среди южноамериканских фрайлей и затем фантазировать относительно драматического переселения астрофитумов в Мексику. На самом деле сходство семян фрайлей и астрофитумов является конвергентным. Исследование микроструктуры поверхности семян этих родов с помощью современных электронных микроскопов (Доуэльд, 1995) показало, что они принадлежат к совершенно разным эволюционным линиям, далёким от филогенетического родства. Род Фрайлея (Frailea) относится к трибе Notocacteae (Voit, 1979; Barthlott, Voit, 1979), а род Астрофитум – к трибе преимущественно мексиканских шаровидных кактусов Cacteae, обнаруживая, впрочем, достаточно далёкие филогенетические связи лишь с наиболее архаичными родами данной трибы, в частности, Echinocactus.

Наиболее заметный признак астрофитумов – крап, несомненно возник в ходе приспособления далёких предков астрофитумов к жёстким условиям существования в условиях тропической пустыни. Это видно, в частности из того, что Астериас, распространённый в более влажном районе Мексики, имеет наименее развитый крап среди всех видов. Увеличивая отражательную способность стебля относительно солнечных лучей, крап в то же время уменьшает фотосинтезирующую поверхность растений. В знойной пустыне с редкими облаками и ещё более редкими дождями это не актуально, но становится таковым в коллекциях любителей в Северной Европе, где растения страдают от недостатка тепла и солнечного света. Неудивительно, что в коллекциях нудальные, без крапа, формы встречаются чаще, чем в природных условиях. Впервые это было отмечено в середине прошлого века О. Садовским и В. Хааге (1957). Наблюдения профессора Н. Г. Балашова, проводившиеся им в течение более трёх десятилетий, также подтвердили эту тенденцию. В соответствии с результатами этих наблюдений, процент нудальных всходов при посевах семян от "нормальных" родительских растений с крапом возрастал с каждым следующим поколением. Помимо прочего это говорит о высокой прспособляемости астрофитумов к условиям окружающей среды.


Опубликованные здесь материалы принадлежат их правообладателям. Вы можете свободно размещать в интернете эту статью, но обязаны поставить ссылку на журнал "Кактусы и другие сухолюбивые растения" и сайт-источник: http://www.lapshin.org/roiks

(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru