ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 19 (1 за 2004 год)
ПОПЫТКА ИНТРОДУКЦИИ OПУНЦИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ
Ю.В.Письменный
(по материалам статьи С. Кустакович "Овци и кактусы" в журнале "Наука и жизнь" 1979г №2)
Наверное, большинству читателей известна история с опунциями в Австралии – в результате их массового размножения громадные площади прекрасных пастбищ стали непригодны для выпаса скота. Фактически имела место экологическая катастрофа. Овцеводство Австралии понесло громадные финансовые потери. Борьба с опунциями потребовала времени и больших финансовых затрат. И вот когда об опунции говорили только как о страшном враге скотоводов, нашелся человек, который взглянул на опунции совершенно с другой стороны. Имя его – Лютер Бербанк. Выдающийся селекционер-дарвинист из США, ученый-самоучка, автор множества сортов плодовых, овощных, полевых и декоративных культур. К.А. Тимирязев назвал его «рабочим-чудотворцем», «кудесником в области селекции». Высоко ценил своего коллегу и И.В. Мичурин.
Бербанк за 16 лет целенаправленной селекционной работы вывел замечательный гибрид опунции без колючек: чудесный как кормовая, так и плодовая культура. Бербанк писал о своем кактусе: «Он будет расти на обширных участках земли при минимальном уходе и минимальной обработке почвы, в сухих и полусухих местах и может составлять корм скоту. Он произведет революцию в снабжении мясом и превратит пустыни в продуктивные территории». Интересно, что при выведении этой опунции, после работы с исходными растениями, Бербанк брил свои руки бритвой, освобождаясь от бесчисленных глохидий. Но, узнав об опунции Бербанка, скототорговцы переполошились. Резкое увеличение производства мяса грозило падением цен. Поэтому выведенные Бербанком сорта опунций приобрела фирма Франка Дауда и уничтожила их – так писала советская пресса. Несмотря на многочисленные запросы, посадочный материал никому не был продан. А по самым скромным подсчетам бербанковская опунция могла бы давать сто-двести тонн кормовой массы на гектар сухих малопродуктивных пастбищ, и плюс до двадцати тонн плодов хорошего вкуса.
О перспективности кормовых опунций для пустынь и полупустынь СССР говорил еще в 1960 году академик Н.В. Цицин. Этот вопрос обсуждался в научных кругах и в Госплане СССР, получил одобрение Академии наук СССР, ВАСХНИЛ, Всесоюзного института кормов. Примерно в то же время сотрудники Главного ботанического сада АН СССР обнаружили на Северном Кавказе в Кабардино-Балкарии одичавшую опунцию. Здесь случаются зимой сильные морозы, но эта опунция не вымерзает. До продуктивности опунции Бербанка этой форме далеко, но все же она дает до пятидесяти – семидесяти центнеров зеленой массы в перерасчете на гектар. Длинных колючек у этой опунции, названной «терской», нет, но есть глохидии.
Для испытания «терской» и других видов опунций была организована сеть опорных пунктов в Средней Азии, в том числе в Центральных Каракумах, в Нурата вблизи Самарканда, в Репетеке в Туркмении. Вначале посадки окрепли и пошли в рост, но потом все они погибли. В Центральных Каракумах их по недосмотру потравили овцы, на других участках отмечались слабая вегетация и вымерзание зимой. Дальнейшие опыты были прекращены.
Прошло еще десять лет. С начала семидесятых годов проблемой кормовых кактусов занялись алмаатинцы Харитон Саввович Байда и Андрей Петрович Соколов. На редкость энергичные и влюбленные в кактусы энтузиасты, которые занимались их селекцией более 20 лет. Они исходили из того фактора, что опыт содержания скота целиком на подножных кормах из кактусов в практике мирового животноводства уже имеется. На Гавайских островах скот содержат на монокультуре дикого малоколючкового вида опунции. Животные здесь годами обходятся без воды, ее достаточно в сочной мякоти кактусов. Однако ясно, что гавайские опунции в нашей стране не подойдут: там климат тропический, а у нас умеренный, резко-континентальный. Чего стоит, например, в плане тех же осадков плато Устюрт? Типичные экстремальные климатические условия с малым количеством осадков. Характерны резкие перепады температур днем и ночью, летом и зимой. Морозы достигают –350С. В то же время на долю Казахстана приходилась почти четверть производства баранины и шерсти в СССР, более трети каракуля.
«Опунция казахстаника», - так называл в надежде на успех свое будущее детище Андрей Петрович Соколов, должна была быть неприхотливым, высокоурожайным растением, питательным и сочным, содержащим достаточный запас воды. У этой опунции должен был быть короткий весенне-летний вегетационный период, чтобы она могла окрепнуть до наступления холодов. Совершенно необходимо, чтобы у нее отсутствовали колючки, хотя на первом этапе, вероятно, возможны и малоколючковые формы».
В ряде стран издавна на корм скоту используют виды опунций, предварительно обжигая их на костре. В крупных хозяйствах такой способ неприемлем: непроизводительно. Однако есть и «безколючковые» виды: колючки на них появляются только на нижних, старых члениках, а молодые можно использовать на корм. Животные объедают растения не полностью, и это гарантирует прирост вегетативной массы на следующий год.
Было обнаружено, что колючки не только, в основном, грозное оружие самообороны кактусов. Исследования показали, что колючки помогают кактусам накапливать воду. Они содержат кристаллы сахарозы, которые при большой влажности воздуха – а она появляется в пустынных районах при резких перепадах температур – поглощают влагу и направляют ее к корням. Это уникальный в растительном мире процесс. Тут и возник вопрос: нужно ли освобождаться от колючек при селекции кормовых кактусов для зон пустынного типа? Ведь без колючек ослабляется их более ценное свойство – способность переносить многолетние засухи. Но, например, тефрокактусы имеют совершенно не колкие, гибкие, «бумажные» колючки. Вот такие бы «неколючие колючки» устроили бы всех. Конечно, от глохидий нужно избавляться.
В «доперестроечное» время селекцией холодостойких кормовых кактусов в СССР занимался Институт лугопастбищного хозяйства Казахстана и Институт каракулеводства. Основной задачей их тогда было массовое размножение и гибридизация с последующим отбором по качественным признакам различных видов и форм опунций. Интересно, что подобрали опунции для пустыни Бетпак-Дала, где растения оценили животные. На посадку опунций со всей округи сбежались пустынные зайцы и черепахи.
Также сотрудники Института каракулеводства С. Абрамов и В. Сафонов вместе с группой Соколова заложили тогда несколько гектаров семенных участков опунций. Планировалось к селекции опунций присоединить другие научно-исследовательские институты – вести совместные работы по семеноводству, механизации выращивания и уборки посевов, но оптимальная безколючковая форма, к большому сожалению, так и не была выведена. Так что, возвращаясь к заглавию статьи, приходится признать, что не довелось носить советским людям шапки из овец, выращенных на опунциях. А вот проблема эта осталась. Найдется ли второй Бербанк? Время покажет.
Opuntia ficus-indica, Израиль, Бер-Шева
|