ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 18 (4 за 2003 год)
ЗИМНЯЯ ВЕГЕТАЦИЯ КАКТУСОВ
Синёв И.Е.
В одной из газет появилось утверждение о том, что 80% россиян в зимний период подвержены депрессии. Не знаю за всех росcиян, но в отношении кактусиcтов это верно на 100%. И в самом деле, как не испытывать депрессию, если больше половины года вы лишены возможности заниматься любимым делом? Что есть жизнь кактусиста? Не раньше середины апреля на подоконниках становится более-менее светло и тепло и кактусиcт начинает робко опрыскивать своих покрывшихся за зиму пылью любимцев. Причём именно робко, т.к. от внезапного посырения ослабевшие за зиму без солнца и тепла растения могут неожиданно сгнить. Где-то с мая начинается активный рост растений, но уже в начале сентября мы резко сокращаем полив, чтобы подготовить кактусы к зиме. Итого получается, что растут наши кактусы всего 4-5 месяцев. Неудивительно, что среди кактусистов ходят легенды о том, что медленный рост кактусов есть их природная, генетически обусловленная особенность. На самом деле это не так. При избытке солнца и тепла они растут быстро и долго и прекращают рост или когда становится слишком холодно – как летом на московских подоконниках (шутка), или слишком жарко. Кардинально изменить эту ситуацию можно несколькими способами:
- переехать в Мексику или другую тропическую страну;
- построить оранжерею;
- создать нормальные условия для кактусов у себя дома.
Опыт показывает, что третий вариант намного доступнее остальных, хотя также требует некоторых материальных затрат.
Чтобы осуществить вариант «в», надо отойти от некоторых шаблонов в выращивании кактусов. Одно из правил современного российского кактусоводства гласит, что кактусам необходим период покоя и в наших северных условиях его следует приурочивать к зиме, поскольку период покоя должен быть сухим и холодным. Почему сухим, это понятно, во-первых, в природе период покоя обусловливается сухим сезоном, а во-вторых, любой сколько-нибудь опытный кактусист на собственном опыте имел возможность убедиться, что зимний полив чаще всего ведёт к быстрой гибели кактусов. Холодным же период покоя должен быть, чтобы исключить возможность зимнего роста кактусов. Что же получается: что при обычных комнатных условиях зимой кактусы способны расти даже без полива? Действительно, многие из них росли бы именно зимой при температурах более низких, чем летом. Однако зимний рост в отсутствие солнца уродует кактусы, их шаровидные или цилиндрические стебли безобразно вытягиваются, в ареолах не вырастают колючки, а эпидермис теряет естественную окраску.
Стремление некоторых видов кактусов расти именно в зимний период объясняется их происхождением из районов с «зимними» дождями. Слово «зимние» заключено в кавычки, чтобы показать условность данного названия для регионов с сухим тропическим климатом. Здесь «летом» является бездождливый сезон года, когда отсутствуют атмосферные осадки. Сухая поверхность почвы под безоблачным тропическим небом нагревается до очень высоких температур, что в свою очередь ведёт к повышению температур воздуха. Иссушение растительности происходит по мере иссушения почвенного покрова: первыми высыхают однолетние травянистые растения, затем многолетние.
Эфемероиды — растения с многолетними запасающими и однолетними ассимилирующими органами, а также древесные растения и кустарники вегетируют несколько дольше, до тех пор, пока в почве сохраняется определённое количество влаги. Когда содержание влаги в корнеобитаемом горизонте падает ниже определённого, индивидуального для каждого вида, уровня, древесные растения и кустарники сбрасывают листья до начала сезона дождей. Для суккулентных растений, в том числе кактусов, лето – период напряжения водного баланса. В дневное время кактусы не открывают своих устьиц и не транспирируют, подвергаясь при этом сильному перегреву солнечными лучами, губительному для остальных растений. Однако после захода солнца и до утра устьица открыты. В это время суккуленты поглощают углекислый газ и теряют водяной пар, который выделяется при открытых устьицах. Если продолжительность сухого сезона или температуры в этот период превышают определенный уровень, к которому в процессе эволюции приспособились суккулентные растения данного региона, они начинают отмирать. При этом в первую очередь гибнут самые молодые экземпляры, имеющие наименьшие запасы воды. Взрослые экземпляры обычно вполне приспособлены ко всем возможным отклонениям погодных условий от нормы.
С началом первых дождей кривая температуры воздуха и почвы идёт вниз. Для суккулентов из районов сухого тропического климата это сигнал к началу вегетации и цветения, которые, таким образом, приурочены к вогнутой части кривой годового хода температуры воздуха. Следует отметить, что в Умеренном климате вогнутая часть годового хода температуры воздуха приходится на период с отрицательными температурами, когда развитие растений невозможно. В Субтропическом климате к зимнему периоду приурочена вегетация холодостойких растений, потому что особенно на северной границе субтропиков довольно часто случаются заморозки. При этом в Сухом Субтропическом климате с зимними дождями, зимневегетирующая растительность является преимущественно влаголюбивой, а летняя – засухоустойчивой. В засушливых вариантах тропического климата фактически все растения возобновляют вегетацию на вогнутой температурной кривой. Попадая в наши коллекции, эти растения во многих случаях сохраняют «привычки», закреплённые генетически.
Классическим примером такой «привычки» являются нотокактусы. Весной в наших коллекциях они дружно трогаются в рост, но с ростом температуры, и особенно в теплицах, останавливают рост. Причём попытки побудить их к активному росту обильным поливом могут привести к загниванию и гибели этих, в целом весьма стойких, растений. Пробуждаются вновь они во второй половине лета, когда температуры начинают пусть не очень заметно, но снижаться.
Опытные коллекционеры давно заметили, что осенний рост кактусов часто намного более активный, нежели весной. Также больше размеры и ярче окраска колючек и эпидермиса у растений с незелёным эпидермисом. Но, как уже было упомянуто выше, осенний рост быстро кончается из-за общего снижения температуры, а также увеличения облачности. Что же делать?
Полагаю, что в наших широтах Средней Полосы России, если у кактусиста нет возможности выстроить оранжерею, или если окна квартиры выходят на север, надо перевести свои кактусы на зимнюю вегетацию. Это несложно технически и не слишком обременительно материально. Главное здесь, подобрать подходящие светильники с необходимыми Вам параметрами. Лично я, узнав от знакомого физика, что спектр галогеновых ламп особенно близок к солнечному, использую именно их. Осенью, когда в моей теплице становится прохладно, а продолжительность светового дня сокращается до менее чем 12 часов (после 22 сентября), я ставлю тропические кактусы, плохо переносящие холодную зимовку, а также и некоторые другие, под галогеновые лампы мощностью 500 Ватт. Поскольку лампы дорогие: кожух стоит 280-300 руб., сама колба – 140-150, ставлю растения по возможности плотно, а боковые стенки стеллажа с растениями закрываю светоотражателями (иногда это обратная сторона больших мелованных листов календарей). Из школьной программы мы знаем, что яркость света обратно пропорциональна квадрату расстояния. Это значит, что если мы переставим кактус в два раза ближе к лампе, то освещённость возрастёт в 4 раза. Это хорошо — в кактусоводстве света много не бывает. Но … галогеновая лампа даёт много тепла и может сжечь близко расположенное растение, поэтому расстояние от лампы до растений выбираю с помощью термометра – на верхушку кактуса при включённой лампе помещаю ртутную колбу термометра и замеряю температуру. Оптимальной, по-моему, является температура в пределах 30-35°С на уровне верхушки растения.
В середине мая, когда солнце становится заметным, лампы можно выключить и прекратить полив, внимательно наблюдая за растениями. Те из них, что склонны продолжать рост, можно какое-то время умеренно поливать до середины июня, но затем полив всё же прекратить до середины августа. После чего начинать новый цикл. Надо обратить внимание на то, чтобы в сухой период растения содержались по возможности в самых светлых и жарких условиях, но, конечно, следует избегать ожогов. Легче всего этого достичь в полиэтиленовой теплице, для которой как раз характерна влажная жара.
Благодаря кожуху-отражателю свет галогеновой лампы мощностью 500 ватт концентрируется на небольшой площади, примерно 50Х50 см. Поэтому лучшие условия у растений прямо под лампой. Здесь можно ставить растения пониже ростом. По краям светового пятна размещаю растения повыше. Благодаря тому, что световые пятна моих 3 ламп на стеллаже касаются друг друга, растения между лампами не страдают от однобокого освещения.
Лучше всего для зимней вегетации подходят мелкие виды из тропиков с зимним режимом выпадения осадков, такие как фрайлеи (рис. 1), турбиникарпусы (рис. 2-4), мелкие диски (дискокастусы) и мелокактусы (рис. 5), ислайи (рис. 8), мамиллярии (M. herrerae, например), пелецифоры (P. pseudopectinata, P. valdeziana, P. aselliformis), блоссфельдии и т.д. Но идеально для зимней вегетации подходят растения из экваториальных областей, где температуры лишь в качестве исключения опускаются ниже +20°С. Это все дискокактусы (рис. 7), мелокактусы (рис. 5), убельманнии, мезембриантемовые (рис. 9) и многие другие растения, с которыми ещё не проводились опыты.
Небольшой сеянец Uebelmannia pectinifera, который, как мне казалось, не переживёт зиму 2001-2002 гг., простоял всю её с ноября до мая под галогеновой лампой. К весне сеянец вырос с 1,5 до 5 см в диаметре и приобрёл характерную красивую шоколадную окраску эпидермиса. Этот пример, один из многих, красноречиво подтверждает, что убельманнии могут расти очень быстро.
Зимняя вегетация полезна для эпифитных кактусов, которые ещё хуже переносят холодную зимовку, чем шаровидные. Полезно ставить под лампы и, если так можно выразиться, «обычные», то есть требующие холодной зимовки, кактусы. Это необходимо в тех случаях, когда продолжительность летней вегетации оказалась недостаточной для полноценного развития этих кактусов. Например, ариокарпусы, розеокактусы и неогомесия происходят из пустынь с летними дождями. Но трудно сравнивать наше российское лето с мексиканским. Например, всё лето прошлого 2003 г. было пасмурным и холодным, а рано наступившая осень — крайне холодной и тёмной. Ариокарпусы и розеокактусы, которые цветут именно осенью, в таких условиях неохотно развивали бутоны, некоторые экземпляры вообще не цвели. Я поместил их под лампы и остановившиеся было в развитии растения снова ожили и дали полноценные цветки. В середине ноября, когда цветение закончилось, я убрал их на обычную зимовку. Надеюсь, что плоды будут полноценными — с семенами.
Аналогичная ситуация была с некоторыми «мезембрами»: прохладная осенняя погода явно не способствовала бутонизации этих, цветущих осенью растений. Под лампами возобновилось развитие бутонов у Aloinopsis malherbei, растения расцвели и завязали характерные плоды. А вот Cеphalophyllum alstonii, отличающийся фантастически яркими красными цветками, к концу лета начал просто болеть. Под лампами растение “выздоровело”, ожило, начало быстро расти, но так и не зацвёло.
Для зимней вегетации не подходят особенно светолюбивые растения, например, большинство ферокактусов. Но если вы хотите просто вегетативно размножить какой-нибудь особенно редкий или красивый вид, например, Ferocactus fordii, то хороший результат под лампами гарантирован, хотя колючки будут далеки от идеала.
В заключение хотел бы отметить, что технология зимней вегетации зависит от технического прогресса. Чем больше люменов (интенсивность света на единицу мощности) будет у лампы, тем лучше она подходит для наших целей. Галогеновые лампы, по-видимому, не самый лучший вариант. У натриевых ламп высокого давления, используемых для наружного освещения, яркость на единицу мощности, по некоторым данным, в 2-3 раза выше, чем у галогеновых ламп. Однако я пока с ними не работал. Приглашаю коллег, у которых также есть опыт зимней вегетации кактусов, поделиться с нами своим опытом.