ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 15-16 (1-2 за 2003 год)
КУЛЬТУРА ПОДВОЕВ - ЗАМЕТКИ КАКТУСИСТА-ПРАКТИКА
Окончание. Начало см. КИДСР 2002, № 1, 2
В.М.Серовайский
Ранее нами были рассмотрены в качестве подвоев эпифитные цереусы (№1, 2002 – Hylocereus, Selenicereus. (№ 2 – группа Eriocereus). Имеется и немало других популярных подвоев. Из них чаще применяются:
1. МИРТИЛЛОКАКТУС – MYRTILLOCACTUS GEOMETRIZANS
Это растение великолепно и в качестве коллекционного, если место позволяет. При хорошем освещении этот цереус формирует стебли высотой 2-4 м, до 5 см в диаметре, покрытых очень красивым голубоватым налётом с красноватыми разводами.
Рёбер 5-6, крупных. Центральная колючка чёрная, крепкая. Родина – Гватемала и Южная Мексика. Имеется очень красивая кристатная форма, неплохо растущая на своих корнях и разрастающаяся в виде раскидистого “дерева”. На родине за съедобные плоды растение называют “Padre nuestro” - “отец наш”.
Но растение уникально и в качестве подвоя. Уникально тем, что нет такого привоя, который бы не “сел” на этот подвой. Любая редкость, любой раритет, любой мутант прививается без проблем. Обусловливается это клейким соком, сочными недревеснеющими с возрастом тканями подвоя и высокой тургесцент-ностью.
Приведу такой пример. В начале 80-х гг. известный московский коллекционер Сергеев Анатолий Николаевич (его уже давно нет с нами, мир праху его) получил в посеве Oroya neoperuviana один бесхлорофильный сеянец. Ему удалось его привить и размножить. Получилось растение удивительной красоты: красно-бордовые колючки-“паучки” на чисто жёлтом, как бы подсвеченном изнутри, стебле. Так вот, это чудо прививалось только на M. geometrizans, и ни на что другое.
В те годы москвичи не имели мощных растений миртиллокактуса. И прививки вынужденно делались на небольшие и довольно-таки хилые подвои. Поэтому за сезон удавалось получить с маленького пенька жёлтой Оройи не более одной детки. Все попытки привить её на мощный подвой другого вида заканчивались неудачей. А пытались это сделать многие, но только загубили материал (и я, грешный, пытался, но, увы ...). Поэтому массово размножить эту оройю не удалось. А спрос был громадный. Киевлянин Мигач А. Е., кактусовод-профессионал, уже в те годы часто общавшийся с европейскими коллегами, говорил, что это единственное растение, которое те жаждут получить из нашей страны и готовы платить за него немалые деньги в твёрдой валюте. К сожалению, сохранить это растение не удалось, оно исчезло из наших коллекций. А жаль.
Да, всем хорош подвой, но и у него есть недостаток – он теплолюбив. Обусловлено это конечно тропическим климатом его родных мест. Поэтому в условиях нашей длинной и холодной зимовки он капризен, начинает болеть, теряет жизненные силы. Если на нём привит кактус, требующий холодной зимовки, то с зимним содержанием возникают большие проблемы.
Поэтому этот подвой не получает у нас широкого применения. Как это имеет место в южных странах, например, в Японии, где в условиях тёплого и влажного субтропического климата миртиллокактус в качестве подвоя безупречен и весьма любим тамошними коллекционерами. И всё же я рекомендую коллегам больше заниматься этим подвоем и шире его применять. А он воздаст сторицей. На фото 7 на 3 стр. обложки представлен трёхгодовалый сеянец Astrophytum asterias cv. Super Kabuto, привитый на M. geometrizans (растение и фото А. В. Иванова, Москва).
Myrtillocactus geometrizans
|
Ritterocereus griseus
|
Cereus peruvianus (Израиль, Бер-Шева, питомник плодовых кактусов И.Мизрахи) |
2. RITTEROCEREUS GRISEUS
В качестве подвоев идентичны по свойствам с миртиллокактусом риттероцереусы, в частности, Ritterocereus griseus (Haw.) Backbg. По современной классификации Stenocereus griseus. На своей родине в Центральной Америке (от Венесуэлы до Южной Мексики) это мощные древовидные растения.
Риттероцереус как подвой хорош, но имеет тот же недостаток – теплолюбив. На выставке-продаже кактусов во время 29 Международной Конференции Американского Кактусного Общества в Лос-Анжелесе в июле 2001 г (я частенько упоминаю это событие в своих заметках. Право, есть что вспомнить, уж не обессудьте) известной фирмой “Miles `Togo” были экспонированы сотни прививок (кристаты, культивары, редкие и трудные в культуре виды кактусов) именно на этом подвое.
До 90% всех прививок. Остальное – на M. geometrizans. Я приобрёл несколько прививок Супер Кабуто по цене $5 (фото 8 на 3 стр. обложки). Подвои диаметром 5-7 см (!) выглядели очень крепкими. У меня не было опыта работы с этими подвоями. Обманувшись их внешними данными, я поставил их на зимовку вместе с основной коллекцией. И потрадал, очень быстро они “скисли”. Часть прививок была потеряна, часть удалось перепривить. Пусть мой пример будет наукой другим. Однако в южных регионах России этот подвой может быть весьма хорош.
3. ЦЕРЕУСЫ – CEREUS Mill.
Совершенно лишены этого существенного недостатка (отсутствия холодостойкости) широко применяемые в наших коллекциях в качестве подвоя представители рода Цереус. Чаще всего это Cereus peruvianus (L.) Mill. (фото 4), а также Cereus jamacaru, C. stenogonus, C. forbesii и др. Все они при наличии вместительной посуды быстро растут, образуют мощную корневую систему и толстый, до 10 см в диаметре, крепкий ствол. Они выдерживают ночные заморозки (в “сухом” состоянии) до - 10°С. (Проверял лично, но злоупотреблять таким “экзаменом” не рекомендую).
Этот подвой имеет большой диаметр камбиального кольца. И уже отступя от верхушки 2-3 см, на него можно прививать крупные растения или более молодые сеянцы видов. также имеющих большой диаметр камбиального кольца (например, Pelecyphora aselliformis). Хорош этот подвой и для кристат, которые выглядят на нём весьма эффектно. (Фото 9 на 3 стр. обложки. Кристата Mamillaria centricirrha).
В 70-80 гг. прошлого века на всесоюзных выставках кактусов на территории ВДНХ А.Е.Мигачем демонстрировались такие прививки: посаженные в большие вазоны, “перуанцы” высотой около 1 м имели на себе кристаты разных видов величиной с “чиновничью голову” (а то и поболее). Картина незабываемая.
Но в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. И этот подвой имеет свои недостатки. на нём плохо развиваются и очень медленно растут виды, имеющие медленный рост по своей природе. К примеру, арио- и розеокактусы, привитые на Cereus peruvianus, будут расти ещё медленнее, чем на своих корнях.Из-за разных требований к зимнему содержанию не рекомендуется этот подвой для теплолюбивых дискокактусов, мелокактусов и Убельманний.С возрастом камбиальный ствол быстро деревянеет, поэтому прививать на нижний срез (или на старый пенёк) сложно.
По моим наблюдениям, на “перуанце” хорошо развиваются пародии. Чилийцы (копиапоа, неопортерии и др.), которые хорошо соответствуют этому подвою по требованиям к зимовке, растут на нём хотя и медленно, но хорошо околюченными и выглядят естественно. К достоинствам этого подвоя можно добавить то, что он засухоустойчив, устойчив к заболеваниям и вообще очень прост в культуре.
7. Astrophytum asterias variegata (из коллекции А.В.Иванова)
| 8. Astrophytum asterias “Super Kabuto” (растение из Калифорнии)
| 9. Mammillaria ceutricirrha cristata
|
4. БОЛИВИЦЕРЕУС - BOLIVICEREUS SAMAIPATANUS (T. ) Card.
Синонимы: Azureocereus s., Cleistocactus s. Несколько лет назад я получил от коллеги черенки этого кактуса. Наблюдения показали, что он быстро укореняется, имеет мощную корневую систему, быстро растёт, устойчив к болезням и вредителям, холодостоек. То есть, соответствует требованиям, предъявляемым к подвоям. Попробовал его в качестве подвоя, хотя ни в литературе, ни от коллег не слышал о таком его применении. И не обманулся в своих ожиданиях. B. samaipatanus оказался универсальным подвоем, на него хорошо “садятся” и маленькие сеянцы, и кактусы средних размеров, и цветные формы (фото 10 на 3 стр. обложки – Gymnocalycium intertextum f. aurea), и кристаты (фото 11, там же – Mamillaria spinosissima f. cristata); (фото 12, там же – Cephalocereus senilis f. cristata). Для всех этих привоев он может быть постоянным подвоем, на нём всё быстро растёт. Я его очень и очень рекомендую.
Стебель этого цереуса 3-4 см в диаметре, покрыт многочисленными колючками; до высоты примерно 30 см растёт прямо, потом начинает изгибаться дугой вниз. Даже в наших условиях, достигнув высоты 25-30 см зацветает красными цветками с тёмно-красными тычинками.
“Классические” клейстокактусы (по Бакебергу): Cleistocactus baumannii, C. strausii и др. обычно представлены у нас в качестве коллекционных растений. В отличие от Боливицереуса, стволы у них не полегают. Особенно красив C. strausii, толстый стебель которого (диаметром 3-6 см) так плотно укутан белыми игловидными колючками, что зелёного стебля и не видно.
Но некоторые коллеги используют клейстокактусы в качестве подвоев. Могу сказать, что прививки на них растут медленнее. чем на B. samaipatanus. В то же время привои формируются хорошо околюченными, а цветные формы имеют насыщенный цвет.Клейстокактусы неприхотливы и холодостойки. С некоторой натяжкой их можно считать универсальными подвоями.
5. ТРИХОЦЕРЕУСЫ - TRICHOCEREUS (Berg.) Ricc.
Многие представители этого рода широко применяются в качестве подвоев. Прежде всего это Trichocereus paсhanoi Br. & R. (фото 6). Это сочный зелёный столбовидный цереус. В культуре имеет диаметр до 6 см, обычно 5-6 округлых рёбер, колючек почти нет. По строению напоминает Миртиллокактус, но внешне не так эффектен. К. Бакеберг в своём “Лексиконе” рекомендует его как лучший подвой для большинства видов. И совершенно справедливо. T. paсhanoi устойчив ко многим превратностям кактусной жизни, с возрастом не деревянеет, быстро растёт. Конечно, по отдельным позициям он уступает другим подвоям. К примеру, сильно околюченные от природы виды на нём несколько утрачивают в мощи своего “вооружения”; цветные формы имеют несколько менее насыщенную окраску, чем на Eriocereus jusbertii или на эпифитных подвоях. Но в целом это очень хороший универсальный подвой.
Trichocereus macrogonus (SD.) Ricc. От предыдущего вида как подвой отличается тем, что сильно деткуется от основания, что замедляет рост привоя.
Trichocereus spachianus (Lem.) Ricc. и похожий на него, но более мощный T. schickendantzii (Web.) Br. & R. также достаточно часто используются в качестве подвоев. Это быстро растущие столбовидные цереусы с большим количеством рёбер и колючек. Их также можно считать универсальными подвоями. И в этом качестве я бы их поставил между Bolivicereus samaipatanus и Trichocereus paсhanoi.
Другие виды трихоцереусов у нас мало распространены, хотя всего (по Бакебергу) имеется 46 видов этого рода. Судя по тому, какой хороший результат был получен в результате прививки редкости на Tr. terscheckii (об этом я рассказал в этом номере журнала в материале “Победитель конкурса ...”), можно предположить с большой уверенностью, что все виды трихоцереусов могут быть хорошими подвоями. Коллеги, дерзайте!
Bolivicereus (Cleistocactus) samaipatanus Photo by: Julio C. Garcia,
link
|
Trichocereus pachanoi
|
Echinopsis hybr. cristata (коллекция Лапшина П.В.)
|
6. ЭХИНОПСИСЫ - ECHINOPSIS HYBR.
Об этом подвое в кактусной периодике последних лет высказано немало мнений. Часто противоположных по выводам. Внесу свою лепту и я.
a) Эхинопсис может быть универсальным подвоем. В том смысле, что прививать на него можно практически всё: от крохотных сеянцев на точку роста до “крупняка” на низкий срез.
b) Эхинопсис можно считать постоянным подвоем. Но иногда последствия непредсказуемы (об этом ниже).
c) Иногда высказывается мнение, что в случае прививки на точку роста, из камбиального кольца эхинопсиса начинает расти своя “детка”, которая “спихивает” прививку. Возможно, такое и бывает, но за всю свою немалую практику я этого не наблюдал ни разу.
Если планировать эхинопсис в качестве постоянного подвоя для какой-либо конкретной прививки, то подвой должен быть достаточно взрослым, имеющим “за плечами” одну-две зимовки. Молодые растения эхинопсиса могут быть хорошими временными подвоями, но такая прививка зимовки не выдерживает.
В качестве подвоя обычно предпочитают эхинопсисы, выращенные из семян. Но мой опыт говорит, что эхинопсис-детка, выращенный по всем правилам агротехники, ничем не уступает сеянцу.
Некоторые привои прямо-таки “съедают” тело эхинопсиса. Я наблюдал, как за сезон привитый на эхинопсис пектинатный эхиноцереус оставил от 8-сантиметрового подвоя “жалкий” остаток не более 1 см высотой. При этом привой вырос на 5 см в высоту. Об этом явлении в данном контексте упоминают практически все, но толкового объяснения этому феномену я не видел. И здесь наступает “момент истины”. Привой может расти дальше, как будто ничего не произошло.
Этому даются разные объяснения. Некоторые считают, что привой даёт свои корни, которые прорастают в землю через остаток тела эхинопсиса. Я же вместе с другими “спецами” считаю, что корневая система эхинопсиса остаётся. А его ужавшееся до минимума тело остаётся лишь проводящим слоем для сокодвижения. При любом объяснении очень хочется иметь именно такой вариант развития. Но возможен (увы!) и другой вариант. Сильно ослабленный эхинопсис может в такой ситуации загнить, и тогда прощай постоянная прививка.
К условному недостатку эхинопсиса как подвоя можно отнести некоторую неэстетичность прививки в целом. Тем не менее этот подвой достаточно популярен. Некоторые коллеги применяют его очень широко. Выбор за вами.
Opuntia robusta (Израиль, Хайфа, Бахайские сады)
|
Austrocylindropuntia subulata (Израиль, сад в кибуце Ревивим)
|
7. ОПУНЦИИ - OPUNTIA MILL.
Все виды этого многочисленного подсемейства кактусов И плоскостебельные, и цилиндрические цилиндропунции, и короткоцилиндрические, и шаровидные опунции могут служить подвоями и сами прививаться на ... все виды опунций.
Обычно в этом нет нужды, т.к. опунции совсем нетребовательны к почве и уходу, устойчивы к холодам, болезням и вредителям. Исключение составляют виды рода Tephrocactus (также относящегося к опунциевым), которые в наших условиях растут медленно, трудно и восприимчивы к переувлажнению. Обычно их выращивают привитыми на Austrocylindropuntia subulata.
Это мощное и быстро растущее растение. У тефрокактусов при прививке на этот подвой хорошо совмещаются камбиальные кольца – у тех и других диаметр этих колец близок к внешнему диаметру растения. Но можно успешно прививать тефрокактусы и на плоскостебельные опунции. Т.к. “у лепёшек” камбиальное кольцо имеет сильно вытянутую овальную форму, то совмещать привой с подвоем в этом случае сложнее, хотя и возможно. Эту сложность легко обойти, делая прививку на основание верхней лепёшки. Предварительно она срезается на высоте не более 1 см от нижней. В этом случае сечение камбиального кольца будет иметь округлую форму. Через несколько дней, когда восстановится тургор, чуть ниже делается свежий срез и обычным способом осуществляется прививка.
10. Gymnocalycium intertextum aurea
| 11. Mammillaria spinosissima cristata
| 12. Cephalocereus senilis cristata
|
Часто задают вопрос, можно ли на опунцию (в частности, на цилиндропунцию) прививать кактусы из подсемейства цереусовых? Можно, но ... не нужно. Сращивание происходит, но в дальнейшем привой фактически не растёт, а иногда и отторгается. Видимо, имеет место несовместимость тканей. Сейчас в систематике кактусовых появилась теория, согласно которой опунциевые вовсе и не кактусовые, а представляют собой самостоятельное семейство.
Но оставим этот вопрос теоретикам. На этом заканчиваются мои заметки о культуре подвоев. Вообще, эта тема неисчерпаема, и её можно продолжать бесконечно. Мною остались незатронутыми многие и многие виды подвоев. К примеру, трудные в культуре пектинатные виды эхиноцереусов часто прививают на простые “зелёные” виды эхиноцереусов.
На одной из всесоюзных конференций лет 20 назад киевлянин Мигач (в этих заметках я яасто ссылаюсь на Альберта Евдокимовича и делаю это с большим удовольствием) расказывал о прекрасных результатах прививки Astrophytum asterias на Acanthocalycium violaceum. Вот бы развить этот опыт любителям “Супер Кабуто”.
Недавно в периодике появилась публикация о применении в качестве подвоя Лейхтенбергии. Наверное, любой кактус можно привить на любой кактус. Здесь важна целесообразность. А срастить можно всё. Это доказали японские кудесники, сращивающие сегменты разных видов и родов кактусов. При этом образуется так называемая “химера”, и она не только существует, но и цветёт.
Что ж, фантазии человеческой предела нет Нужны лишь время, здоровье и умение. И я желаю вам, коллеги, всё это иметь.