ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 14 (4 за 2002 год)
ЦЕРЕУСЫ
И.Е. Синев
Carnegiea gigantea в природе |
Помнится, лет 15 назад зашел я в гости к знакомому московскому коллекционеру. Это был уже не молодой человек, кактусами он занимался давно и коллекция у него была большая. Но, разглядывая его собрание кактусов, я обратил внимание, что в нем трудно ориентироваться - там были сотни видов, в том числе очень редких, но все они были одинаково шаровидными. Большинство экземпляров переросли размеры квадратных горшочков, в которых содержались, и поэтому тесно соприкасались с соедними экземплярами. В результате сверху все это выглядело как ковер из сотен колючих шариков. Взгляду не на чем было остановиться. Такое принципиальное, хотя, возможно, и неосознанное коллекционирование исключительно шаровидных кактусов встретилось мне впервые. Обычно коллекционеры всегда имеют некоторое количество цереусов, которые приятно разнообразят внешний вид коллекции. У одних коллекционеров цереусов мало, у других их больше, но я ни разу не видел специальной коллекции цереусов, хотя знаю, что такая коллекция была - член РОИКС, московский коллекционер Александр Арискин собирал только цереусы, однако обстоятельства не позволили ему сохранить коллекцию.
С точки зрения классической линнеевской ботаники форма стебля кактуса никакого систематического значения не имеет, поскольку не относится к консервативным признакам растения (цветки, плоды, семена). На практике это далеко не так. Различие форм роста свидетельствует в первую очередь о различии биологии. Эти различия в конечном итоге неизбежно оказывают влияние и на генеративные органы растений. Что же касается важности консервативных и иных признаков, то давно уже показано, что процесс эволюции отнюдь не равномерен, и часто принципиально противоречит установленным кем-либо правилам. В тех случаях, когда это необходимо для выживания вида в меняющихся условиях, эволюируют одни лишь генеративные органы при неизменности вегетативных.
Многие кактусы по форме стебля занимают как бы промежуточное положение между шаровидными и цереусовидными формами роста. Достигнув определенного диаметра, далее они начинают расти только в высоту, образуя цереусовидные формы. Так растут, например, многие мамиллярии, большинство ферокактусов, некоторые гимнокалициумы (например, Gymnocalycium saglione), пародии и многие другие.
Но все же следует заметить, что в большинстве случаев рост в высоту не приводит к образованию типичных цереусов, у которых высота (длина) стебля в десятки раз превосходит их диаметр. Из шаровидных кактусов образуются (если вообще образуются) как правило короткостолбчатые формы, у которых высота превышает диаметр обычно в 3-6 раз и очень редко - в десять и более раз. Также и генеративные признаки у цереусов во многих, но далеко не всех случаях, достаточно четко отличаются от таковых у шаровидных кактусов. Не вникая в эти тонкости позволим себе предложить следующий критерий для отличия цереусов от промежуточных форм шаровидных кактусов: шаровидными кактусами (кактоидами) можно считать те виды, которые достигают фазы цветения и плодоношения при шаровидной или близкой к ней форме стебля.
Древовидная форма роста
| Канделябровидная форма роста
|
Цереусами (цереоидами) являются кактусы, вступающие в репродуктивную фазу развития при сформировавшейся цереусовидной форме стебля, когда высота (длина) стебля превышает его диаметр более, чем в десять раз. Разумеется, данный критерий не лишен недостатков, так как многие шаровидные по этому определению кактусы, в конечном итоге образуют настоящие цереусовидные формы, как, например, некоторые Эхинопсисы. Но не бывает правил без исключений.
Итак, цереусы чисто внешне характеризуются колоновидной (столбчатой), канделябровидной, древовидной, кустарниковой и различными вариантами стелящейся формами роста. Эпифитные цереусы обладают, сравнительно с наземными видами, более тонкими лазающими или свисающими, членистыми (рипсалисы) или нечленистыми (селеницереусы), уплощеными или мало-, или многореберными стеблями.
Цереусы чаще, чем шаровидные кактусы, являются ландшафтоформирующими растениями. Стандартный пример - знаменитый сагуаро - Carnegiea gigantea, распространенный на северо-западе Мексики и в сопредельных районах Юго-запада США. Вместе с сагуаро растут и другие древовидные ландшафтоформирующие виды: Pachycereus pringlei, Pachycereus pecten-aboriginum, Lophocereus schottii и др. В Центральной Мексике такими видами являются Cephalocereus senilis, Neobuxbaumia polylopha и т.д. и т.п.
Cleistocactus sp.
| Весеннее цветение Aporocactus flagelliformis
|
В Южной Америке красивых величественных цереусов, пожалуй, даже больше, чем в Мексике: Azureocereus, Trichocereus, Stetsonia, Pilosocereus, Cereus, Espostoa, Browningia и т.д. - вот названия родов, многочисленные виды которых украшают ландшафты этого континента. Многие из этих растений вполне пригодны для выращивания на подоконниках. Это обусловлено тем, что в природе крупные цереусы уже в самом раннем возрасте развивают очень большую корневую систему, которая обеспечивает поступление необходимых количеств минеральных веществ и воды. В домашней культуре рост корневой системы ограничен, температурный и световой режимы неблагоприятны и крупные цереусы развиваются очень медленно, не занимая много места: Разумеется, на подоконнике они не зацветут. Значительно больший интерес для комнатной культуры представляют средние и особенно небольшие цереусы. Многие из них не только хорошо растут в комнатной культуре, но даже зацветают, достигнув иногда высоты всего 40-50 см, К таким цереусам относятся в первую очередь покрытые пестрыми колючками клейстокактусы.
Это одни из самых неприхотливых кактусов вообще. Такие виды, как, например, Cleistocactus baumannii, CI. flavescens, CI. strausii почти все лето цветут трубчатыми красными цветками, а при перекрестном опылении завязывают некрупные мясистые плоды. Последний из перечисленных видов отличается также очень густыми снежно-белыми колючками и относится к числу наиболее красивых белых цереусов.
Кустистый Bolivicereus samaipatanus, название которого точно указывает на точное место произрастания этого цереуса, отличается от родственных клейстокактусов еще меньшими размерами, широко раскрывающимися красными цветками с белой полоской по краю лепестков и еще большей продолжительностью цветения. Англо-американские кактологи относят этот вид к клейстокактусам.
Зацвел боливийский цереус Corryocactus sp.
|
Другой вид, также относимый ими к клейстокактусам - Winterocereus aureispinus - цветет не так охотно, как предыдущий, но отличается очень интенсивной окраской своих густых "золотых" колючек. Стебли этого цереуса, охотно ветвящегося от основания, полегают, и поэтому его целесообразно выращивать как ампельное растение.
Также охотно цветут дневными цветками очень редкие в наших коллекциях перуанские хаагеоцереусы. У них очень густые интенсивно окрашенные колючки, и несколько более толстые стебли.
Большинство цереусов слишком сильно "высовываются" навстречу испепеляющим лучам тропического и экваториального солнца. Неудивительно, что среди них много видов, несущих густой покров белоснежного опушения, эффективно отражающего солнечные лучи. Это более капризные растения. Они требовательны в первую очередь к условиям освещения и лучше всего удаются на южных окнах или в оранжереях. Все они отзывчивы на высокие дневные температуры свыше 30°С. Особенно требовательн|г к этому экваториальные по своему происхождению бразильские цереусы: Austrocephalocereus, Micranthocereus, Pilosocereus, Coleocephalocereus, и другие, образующие особенно густое опушение в верхней части стебля. Зимой "их следует содержать при комнатной температуре в условиях полной сухости. Горные белые цереусы: Espostoa, Oreocereus, Thrixanthocereus, Vatricania, в период роста также требуют повышенных, но более умеренных температур. Зимой их можно содержать вместе с обычными кактусами при пониженных температурах и также Thrixanthocereus senilis в полной сухости. Однако и зимой следует обеспечить им самое светлое место.
Крупный мексиканский цереус Marginatocereus marginatus широко используется местным населением в качестве живой изгороди. В крупных пушистых белых ареолах этого цереуса не образуются колючки, однако сами белые ареолы расположены на ребрах растения очень плотно и сливаются друг с другом, как жемчужины на нитке (отсюда и название). Интересно, что мякотью этого цереуса эффективно излечивается рак кожи.
Большое количество цереусов противостоит тропическому солнцу не за счет густого опушения, а в силу устойчивости эпидермиса. У мексиканского цереуса Hertrichocereus beneckei (штат Гереро) эпидермис имеет мелово белый цвет. К сожалению, это очень капризное растение, однако найти его для своей коллекции еще сложнее, чем сохранить на своих корнях. Большое количество цереусов имеют эпидермис голубого цвета. В первую очередь это Azureocereus hertlingianus из горных долин Центрального Перу. Растение достигает 8 м высоты при диаметре ярко голубого стебля до 30 см. "Золотые" ярко желтые колючки до 8 см длиной являются дополнительным украшением этого цереуса. Древовидный мекиканский Myrtillocactus geometrizans формирует более тонкие побеги - до 6-10 см в диаметре. Ребра немногочисленные - 5-6. Эпидермис интенсивного голубого цвета. Очень мощные трехгранные центральные колючки имеют красивый черный цвет. Мелкие самоопыляющиеся цветки появляются по нескольку из одной ареолы, что нечасто встречается у кактусов. Плоды тоже голубые, мелкие, съедобные. Этот вид широко распространен в коллекциях, однако исключительно в качестве идеального подвоя. Поэтому красота его неизвестна большинству любителей. Тем более, что свои декоративные свойства, как и предыдущий вид, этот кактус приобретает только при хороших условиях освещения.
В предыдущих номерах нашего журнала за этот год мы печатали статьи В. М. Серовайского о подвоях. Все описанные им подвои - селеницереусы, эриоцереусы, гилоцереусы и др. являются цереусами. Они выделяются не красотой колючек или опушения, а красивыми и часто ароматными цветками. Самыми крупными и красивыми цветками отличаются, как известно, селеницереусы, особенно "Царица ночи" - Selenicereus grandiflorus. Однако все 7 видов селеницереусов моей коллекции цвели только весной один раз в год. С моей точки зрения лучшими "цветочными" кактусами из числа перечисленных являются эриоцерусы: Eriocereus bonplandii, Е. martinii, E, pomanensis. Их цветки незначительно уступают по размерам цветкам селеницереусов, однако они очень ароматны. Аромат иногда можно почувствовать за 50 метров. Кроме того, эриоцереусы цветут весь период роста. Судя по тому, что в теплице они продолжают образовывать бутоны в начале октября, можно предположить, что при наличии условий они могут цвести круглый год. Эриоцереусы не слишком требовательны к интенсивности освещения, хотя для хорошего роста требуют дневные температуры не ниже 25°С. В коллекциях оконных любителей они не цветут по одной простой причине: им необходимо большое пространство для корневой системы. На корнях эриоцереусов должны образовываться клубневидные утолщения. Если их нет, растение не цветет. Чтобы клубни образовались, эриоцереус необходимо посадить в емкость объемом не менее 5 литров, еще лучше в ведро. Тогда через пару месяцев эриоцереусы отблагодарят вас великолепными цветками.
В заключение нельзя не сказать, что цереусы, это очень большая группа весьма и весьма разнообразных растений, большинство из которых нам совершенно неизвестны. Многие из них готовы порадовать нас пестрыми колючками, продолжительным цветением и необыкновенно быстрым ростом.