ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 13 (3 за 2002 год)
САДЫ СУККУЛЕНТОВ
Письменный Ю.В., Полтава
В прессе неоднократно публиковались материалы о Пархайском ботаническом саде суккулентов (пос. Кара-Кала, Туркменистан), где большинство растений выращивалось круглый год под открытым небом. Но я считаю эту тему не до конца исчерпанной: большинство читателей воспринимает этот бывший сад как экзотику; но я употребил бы вместо слова «экзотический» слово «первый». Первый на территории бывшего Советского Союза. Ведь мировая практика имеет далеко не единичные примеры создания подобных садов. Взять хотя бы сад суккулентов Сесара Манрике на острове Лансароте (в группе Канарских островов). Сухая и жаркая погода этого острова часто сменяется сильными ветрами, которые неожиданно налетают с Атлантики; а местные пейзажи, скорее всего, напомнят лунные, где то тут, то там виднеются остатки угасших вулкана частей - красные и коричневые куски застывшей лавы.
Но настоящие любители природы - почитатели кактусов, стараются побывать на этом острове, так как сад на нем в своем роде уникален. Он считается одной из лучших ландшафтных работ Сесара Манрике, который родился на острове и стал широко известным художником и архитектором. Сад размещен в бывшем каменном карьере, где когда-то местные жители добывали для строительства блоки вулканической лавы, а позже там была заложена плантация бесколючковой опунции, выращивание которой и использование для откорма скота считалось одним из основных занятий сельского хозяйства. Очень свирепо выглядит Цилиндропунция бигелоу. Ее мощные иглы с маленькими крючочками, выполняют не столько оборонительную функцию, сколько помогают в расселении: зацепит случайно животное ее, легко отломится членик цилиндропунции и где-нибудь (уже далеко) также легко укорениться.
Чтобы для выращивания кактусов сделать условия более оптимальными (в том числе и более рационально использовать свет), крестьяне насыпали кругом бывшего карьера из крошки вулканической лавы насыпи и провели террасирование склонов. После этого в каменной воронке получился громадный амфитеатр с микроклиматом, в условиях которого растет большинство кактусов планеты. На сегодняшний день их там около 10 тыс. штук, более чем 1400 видов. Сесар Манрике гармонизировал простор своего сада, сделал контрастные по материалу и цвету его уголки, тем самым прекрасно соединив живую природу суккулентов с камнем.
Эхинокактусы грузона (Лансароте)
| Сад на острове Лансароте
| Мелокактусы (Лансароте)
|
Но вернемся к Пархайскому ботсаду. Условия той местности, думаю, лучше всего описали В.Г. Бабенко и А.А. Кузнецов в своей книге о «краснокнижных» видах: “Серый пасмурный февральский день висел над Кизыл-Арватом - небольшим туркменским поселком. Было градусов десять мороза, но ровный, почти без порывов, ветерок, который, казалось, дул одновременно со всех сторон, пробирал до костей. В фанерном здании автовокзала ветра не было. Правда, печки там не было тоже.
До Кара-Калы было километров 40-60, и, честно говоря, нам не очень верилось, что тамошний климат чем-то отличается от кизыл-арватского. Наконец подошел автобус. Мы долго ехали по ровной снежной равнине и окончательно замерзли: корпус был весь дырявый, словно только что из-под обстрела, и из всех разнокалиберных щелей немилосердно дуло. Но скоро машина поползла в гору. И тут с погодой начало происходить что-то удивительное. За окном, вместо сплошной однообразной заснеженной пустыни появились желтовато-бурые островки земли, потом, буквально через несколько поворотов горной дороги, снег исчез совсем. Низкие облака рассеялись, и выглянувшее солнце осветило невысокую редкую зеленую траву, растущую у обочины дороги. Заметно потеплело. Из февраля мы попали в середину апреля. Предгорья Копет-Дага защищали долину небольшой реки Сумбар от холодного дыхания Каспия, и здесь возник крохотный оазис весны, лежащий среди огромных пустынных зимних просторов… Экспедиция остановилась в маленьком поселке…»
И не удивительно, что также в этом районе академик Н.И. Вавилов организовал опытную станцию, и многие биологи стремились увидеть в этих приграничных районах СССР, - так как здесь встречалось много видов более теплых районов - Ирака и Афганистана. Почти любой человек мог, например, купить билет и отправиться в Туркмению изучать местную природу. Но времена изменились. Теперь Кара-Кала-Гаррыгала еще более многопроблемное зарубежье. И, одновременно этим, у некоторых людей появилась возможность ездить на родину кактусов и там их изучать. Но таких единицы!
Мы рассматриваем качественные фотографии с природы зарубежных изданий и только вздыхаем: «Да-а-а... Могут же позволить себе люди...» Но и у нас есть теплые, приближенные к морям районы, где можно было бы объединить отдых на море с созданием (или изучением) «кусочка дикой природы Америки» со многими растениями и конечно же, в первую очередь, - кактусами. Сейчас многие горожане имеют земельные сертификаты, но не хотят менять свой уклад жизни. Думается, они могли бы реализовать их именно там.
Цилиндропунция бигелоу (Лансароте)
| Opuntia macrocentra в Пархайском ботсаду
|