Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
К началу сайта // Работа секции // Журнал секции // Контакты  
К оглавлению выпуска

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 13 (3 за 2002 год)


ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

ЗНАКОМСТВО И ДРУЖБА С НИКОЛАЕМ ГРИГОРЬЕВИЧЕМ БАЛАШОВЫМ
Мирошниченко Р.А., Соседов П.

От редакции: Роман Мирошниченко и Павел Соседов в 2002 году были школьниками и активно посещали лекции и выставки нашего коллектива.

Однажды мы с другом узнали, что в Биологическом музеи им. К.А. Тимирязева проходят лекции по кактусам и решили на них сходить.

В начале января 2001 года читали лекцию по теме: «Как сеять кактусы». Рядом с нами сидел дедушка, который иногда давал советы по посеву. Было ясно, что этот человек разбирается в этом деле очень хорошо. По окончании лекции я спросил у него: «Случайно, вы не знаете кого-нибудь кто занимается родом Astrophytum?» И Николай Григорьевич оказался тем самым человеком, который занимался именно этим родом. На продолжении всего пути до метро мы разговаривали о кактусах. Николай Григорьевич так интересно рассказывал о своих наблюдениях и опытах, что мы не заметили, как пришло время прощаться. Напоследок мы обменялись номерами телефонов. Весь вечер этого дня я вспоминал нашу беседу и то, как Николай Григорьевич отвечал нам на наши вопросы. Главная фраза, которая прозвучала и больше всего мне запомнилась была такая: «Не бывает совершенно одинаковых методик по уходу за кактусами, т.к. кто-нибудь придумает что-то новенькое.»

Чем больше я узнавал Николая Григорьевича, тем больше мне казалось, что нет более опытного и знающего человека, чем он. В конце февраля, а именно 22 числа, Николай Григорьевич привел меня в РОИКС ( Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений ), где познакомил меня с руководством Общества. Так я вступил в ряды РОИКС и стал ездить на лекции по кактусам и в МКЛК (Московский Клуб Любителей Кактусов) и в РОИКС.

В начале мая у РОИКСа должна была проходить выставка кактусов в Государственном Дарвинском музее. Николай Григорьевич предложил мне поучаствовать в этой выставке, на что я согласился. Выставка прошла хорошо и мне понравилось участвовать в ней. Теперь я не пропускаю ни одну выставку.

Летом я часто ездил в гости к Николаю Григорьевичу. От него я узнавал много интересного о кактусах и о способах их выращивания. Он показывал мне свои наблюдения и опыты, которые он проводил. Скоро я понял, что полюбил род Astrophytum и хочу им заняться серьезно. Узнав об этом, Николай Григорьевич был очень доволен.

В сентябре Николай Григорьевич предложил мне стать старостой группы по проводимым занятиям в РОИКСе, на что я, конечно, согласился и был очень этим доволен.

Николай Григорьевич всегда уделял много внимания начинающим кактусистам, любил рассказывать и делиться своим опытом. Кроме того, он любил заниматься организационной работой, старался никогда не пропускать лекции, заседания правления и др. работы. Он многих удивлял своей энергичностью, оптимизмом и жизнелюбием.

Николай Григорьевич многое сделал для меня, за что я буду всегда ему благодарен. Вот и сейчас, когда я пишу эту статью, то вспоминаю все чему он меня учил и все, что хотел воплотить в жизнь этот удивительный и благородный человек - Балашов Николай Григорьевич.

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ
Павел Соседов, Москва

Лето 2002 г. запомнится мне на всю жизнь, но не своей жаркой погодой, благодаря которой в моей коллекции впервые неожиданно зацвели многие кактусы, а невосполнимой утратой одного из лучших людей, которых я когда-либо знал в своей жизни.

В начале августа скончался Николай Григорьевич Балашов. Это известие застигло всех внезапно, и стало для меня большим потрясением. Мне был очень дорог этот человек - я считал его своим другом и учителем, но, к сожалению, мое общение с ним было так коротко !

Я долго искал товарищей по увлечению кактусами и осенью 1999 г. наткнулся на объявление в журнале «Цветоводство». Набрав один из телефонных номеров, указанных в рамке, я услышал мягкий и спокойный голос Николая Григорьевича. Этот голос останется в моей памяти на всю жизнь. Затем меня пригласили на собрание Общества. К Тушинскому выставочному залу я приехал раньше всех и в растерянности стоял перед закрытыми дверями, как вдруг увидел приближающегося ко мне седого, но с невероятно живым выражением лица человека. Оказалось, что он тоже кактусист и именно его голос я слышал по телефону. Он вежливо расспросил меня об увлечении кактусами и вскоре завел разговор об астрофитумах. К моему стыду выяснилось, что я плохо знаю этот род и в моей коллекции нет ни одного вида. Затем к нам стали подходить незнакомые мне еще люди, и состоялось первое в моей жизни собрание общества любителей кактусов. Для меня было необыкновенным удовольствием присутствовать на всех последующих собраниях и слушать выступления специалистов в области кактусоводства. Николай Григорьевич на каждом съезде с большим интересом и удовольствием делился опытом, выступая с лекциями. Речь его всегда была размеренной, спокойной и красивой, а улыбка никогда не сходила с лица.

Однажды он пригласил меня посмотреть его коллекцию, что для меня было очень приятно, так как мне давно хотелось взглянуть на настоящую коллекцию кактусов. Несмотря на мой небольшой возраст и неопытность, этот необыкновенной души человек обращался ко мне с уважением и глубоким пониманием, что делало общение с ним удовольствием. Меня поразило, что в такой маленькой комнате, где он жил, с таким маленьким окном помещается так много кактусов. Была весна, и кактусы уже стояли на застекленном балконе, там было солнечно и душно. Астрофитумы пестрели у меня перед глазами, многие цвели, вызывая у меня восхищение, а Николай Григорьевич с доброй улыбкой говорил, что у него маленькая коллекция.

Сейчас редко встречаются такие ответственные, неравнодушные, отзывчивые, общительные и тактичные люди, к каким принадлежал Николай Григорьевич, поэтому он был незаменимым человеком в Обществе, и, потеряв его, мы навсегда потеряли тот свет и тепло, которые он излучал.

Несмотря на свой возраст, Николай Григорьевич был полон жизненной энергии и выглядел гораздо моложе своих лет, поэтому известие об его смерти было так неожиданно. Я узнал об этом только в день похорон, на которые я, к сожалению, уже не успел попасть.

Этот год был важным для Николая Григорьевича - столетие Ирины Александровны Залетаевой, юбилей московского Кактус-клуба, и, очень жаль, что он не дожил до юбилейных мероприятий. В этом году было много опубликовано воспоминаний об И. А. Залетаевой, к которой Николай Григорьевич очень хорошо относился и, как мне кажется, по духу он был очень близок с ней, они даже скончались в одинаковом возрасте (в возрасте семидесяти восьми лет). Такие люди приносят неоценимую пользу обществу и остаются в памяти каждого человека, хоть раз пообщавшегося с ними, на всю жизнь. Николай Григорьевич - был и остается достойным примером для подражания, а с его смертью закончилась целая эпоха в отечественном кактусоводстве.


(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru