Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
К началу сайта // Работа секции // Журнал секции // Контакты  
К оглавлению выпуска

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 12 (2 за 2002 год)


ИЗ ИСТОРИИ КАКТУСОВОДСТВА

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ И.А.ЗАЛЕТАЕВОЙ
Серовайский В.М.

В 2002 г. Ирине Александровне Залетаевой - «маме» отечественного кактусоводства, разработавшей принципы коллекционирования кактусов в современном понимании для наших условий, исполнилось бы 100 лет.

В предыдущих номерах нашего журнала были опубликованы воспоминания коллег, хорошо знакомых с этим замечательным человеком. В своей кактусной «автобиографии» (№2, 2001) я описал свое знакомство с Ириной Александровной, свои впечатления от общения с ней и ее коллекцией. Хочу поделиться еще некоторыми моментами, глубоко запавшими в память.

В период нашего знакомства Ирина Александровна жила в большом кооперативном доме на Б. Черкизовской улице рядом с метро «Преображенская». Коллекция кактусов в летний период размещалась на балконе, выходившем на улицу. От пыли растения были накрыты большими колпаками из оргстекла (без стенки с внутренней стороны). Наверное, это была одна из крупнейших частных коллекций того времени - около 400 видов взрослых растений (и среди них немало цветущих, - когда и кому положено). Но Ирина Александровна не теряла энтузиазма коллекционера и по возможности приобретала новинки.

В те годы новинкой был для нас, например, Aztekium ritteri. У Ирины Александровны он уже был. Но всё время появлялось что-то новое. В этой связи мне иногда поручалось приобрести то или иное растение. Центром торговли кактусами был тогда Преображенский рынок (с «Птички» кактусисты были временно изгнаны). И я, гордый доверием, шел на рынок (ходьбы было всего 5 минут от дома Ирины Александровны) и покупал требуемое. Ирина Александровна радовалась новинке, как девочка. Сама она на рынок за кактусами никогда не ходила, оправдываясь плохим самочувствием (видимо, стеснялась).

Ирина Александровна, с ее больным сердцем, не поднималась с постели. Но: «хорошо, что хоть кактусам хорошо», - говорила она. И, действительно, кактусам в то лето 1972 г было хорошо. У меня на маленьком сеянце Lobivia ferox на «макушке» выросла такая колючка, равной которой в дальнейшем (и даже на уже взрослом растении) не было никогда. И в это трудное время Ирина Александровна продолжала общение с коллегами, решительно пресекая робкие попытки своего мужа, Михаила Васильевича, ограничить визиты.

На звонок дверь обычно открывал Михаил Васильевич - высокий, подтянутый, седовласый, в военном кителе. Генерал в отставке, он был одним из руководителей в системе ДОСААФ (справка для молодых: ДОСААФ - Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту. Вопреки названию, в советское время это была мощная государственная структура). Поклонившись, Михаил Васильевич провожал гостя до дверей комнаты Ирины Александровны, стучал в дверь и, после фразы: «Ирина, к Вам пришли», удалялся к себе в комнату.

Так вот, даже в то тяжелое время лета 1972 г., Ирина Александровна попросила меня сходить на рынок и поинтересоваться наличием в продаже (и, по возможности, приобрести) растение, о котором она прочитала в иностранном журнале - Escobaria nelliae. Что я с радостью и сделал, принес хозяйке коллекции маленькое изящное растение на прививке.

Приходилось мне помогать Ирине Александровне и во время ее поездок на собрания подсекции Кактусистов секции Цветоводства Московского общества испытателей природы (МОИП). После ухода из Московского клуба любителей кактусов (МОСКЛЮК), Ирина Александровна организовала и возглавила эту подсекцию при МОИП. Она же была там и основным докладчиком. Мне посчастливилось присутствовать на нескольких ее докладах. Подсекция собиралась в Библиотеке МГУ (в старом здании университета в центре Москвы). От дома Ирины Александровны поездка по прямой линии метро. Часто в этих поездках Ирину Александровну сопровождал молодой тогда коллекционер Эдуард Гамбурцев, мы с ним были дружны.

Об Э. Гамбурцеве хочется сказать несколько теплых слов. Живя недалеко от Ирины Александровны, он имел возможность регулярно помогать ей как с кактусами, так и в бытовых вопросах. Можно сказать, что Эдуард был доверенным лицом Ирины Александровны. Особо важную помощь он, в силу специфики своей работы, мог оказывать в «добывании» иностранной литературы по кактусам, которая в те годы была дефицитом из дефицитов. К тому же, он и сам был оригинальным коллекционером. За все тридцать лет своей кактусовой «карьеры» и знакомства с множеством разнообразных коллекций, только у Гамбурцева я видел коллекцию, где изрядное количество взрослых растений разных видов совместно содержалось без горшков в больших поддонах. Такой способ выращивания имеет свои достоинства, но и немало недостатков. К сожалению, после кончины Ирины Александровны наши с Э. Гамбурцевым пути разошлись и дальнейшая его судьба мне неизвестна (Эдуард, отзовись!).

Продолжу рассказ о деятельности Ирины Александровны в подсекции МОИП. Она очень тщательно готовилась к своим выступлениям. Практически, для нее это были чуть ли не единственные «выходы в свет», т. к. болезнь приковывала ее к дому. И по ее внешнему виду посторонний человек никогда бы не догадался об этом. Целеустремленная, энергичная, с великолепной дикцией и ясностью мысли, она была «звездой» этих собраний. Огромная эрудиция, дар рассказчика, убедительность суждений, а главное - любовь к кактусам, покоряли слушателей. Свои знания, свою логику по самым сложным проблемам культуры кактусов она хотела довести до каждого. И никто не мог остаться равнодушным.

Конечно, бывало и так, что после ее доклада о высоких кактусных «материях» следовал вопрос о чем-либо тривиальном, например, о поливе. Ирина Александровна в таких случаях очень огорчалась, считая, что это она не сумела заинтересовать слушателя важной темой.

Надо сказать, что эта группа держалась только на энергии и энтузиазме Ирины Александровны. И после ее кончины группа тихо распалась.

О кактусах Ирина Александровна хотела знать все. В вопросах культуры она обобщила чужой опыт и предложила свои методики. Не выходя из дому, она была в курсе всех новейших теорий и находок. Она знала о применении кактусов в прошлом и настоящем. У нее был энциклопедический подход к проблеме и, конечно, важнейшие вопросы систематики кактусов не остались без ее внимания. Ирина Александровна придерживалась, в основном, систематики Бакеберга. В 60-е - 70-е годы прошлого века это была наиболее признаваемая в мире систематика, другие классификации имели мало сторонников. Тем более - в нашей стране: к нам англоязычная литература по этой тематике практически не попадала. Но Ирина Александровна, обладая аналитическим умом, находила у Бакеберга некоторые шероховатости, некоторые несоответствия, некоторые недоработки. И она решила «подправить» Бакеберга, доработать его систему, используя при этом более поздние наработки кактологов. И мне посчастливилось помогать Ирине Александровне в этом вопросе. Конечно, только технически. Зная о моей инженерной специальности, она попросила меня нарисовать на основе ее наметок схему «древа» семейства кактусовых. Я с энтузиазмом взялся за работу, рисуя на большом листе ватмана «ветви» и «листья» этого «древа» в виде квадратиков с соответствующими названиями. Ирина Александровна постоянно интересовалась этой работой, вносила поправки и уточнения. К сожалению, здоровье Ирины Александровны все ухудшалось. И, по независящим от нас обстоятельствам, дело не было доведено до завершения…. Недавно, разбирая свой архив, я «поднял» эту схему. Конечно, сейчас иные времена, иные веяния, иные систематики. Но, как документ истории и как документ жизни и творчества Ирины Александровны, она представляет несомненный интерес.

В заключение этих заметок об Ирине Александровне Залетаевой хочу высказать огромную благодарность этой замечательной женщине. Благодаря ей я (как и тысячи других людей) стал кактусистом. Познал замечательный мир этого чуда природы - кактусов. И благодаря этому имел в жизни много радости и незабываемых впечатлений. Я, как и все, кто имел счастье быть лично знакомым с Ириной Александровной, никогда не забуду силу ее ума, красоту и щедрость ее души. Буду счастлив, если эти воспоминания помогут молодым коллегам получить представление об этом замечательном человеке.


(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru