ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 11 (1 за 2002 год)
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ТАРАНИН (1917–1998)
Н.Г.Балашов
Ленинград, 1989. Доклад на юбилейной конференции |
14 апреля 2002 г Алексею Степановичу Таранину исполнилось бы 85 лет. Алексей Степанович был хорошо известен кактусоводам не только бывшего Союза, но и любителям многих зарубежных стран. До сих пор к нему домой поступают письма из сёл и городов России, а также из-за рубежа от тех, кто до сих пор не знает о его внезапной кончине 14 февраля 1998 г. В день смерти с утра Алексей Степанович чувствовал себя вполне здоровым, обедал вместе с родственниками, был в хорошем настроении, а вечером, сидя за столом и просматривая литературу, внезапно скончался.
О смерти Алексея Степановича журнал «Кактус-Клуб» (1998, № 1, январь-февраль) сообщил, что «Не стало одного из старейших кактусоводов нашей страны Алексея Степановича Таранина. Бывший офицер, участник Великой Отечественной войны, инвалид, он увлёкся кактусами сравнительно поздно, в 56 лет, и отнёсся к этому увлечению со всей серьёзностью и ответственностью. Был заметной фигурой в кактусном движении Советского Союза ..» Некролог подписали И. Синёв, В. Серовайский, В. Гапон, Н. Балашов, В. Злотин, А. Хохряков, Л. Мирсаков (США), В. Круч (Германия), А. Буренков и А. Мигач (Киевский клуб), Г. Вольский и Ф. Бумажнов (С-Петербург).
Алексей Степанович родился в селе Здвинске Здвинского района Новосибирской области. После окончания 10 классов в 1931-1932 гг работал в колхозе «Красный партизан» Здвинского района. За активную и успешную работу был направлен на учёбу и с 1933 по 1937 гг окончил краевые финансовые курсы. Работал инспектором-бухгалтером райфинотдела. С 1938 г служба в армии - кавалерист в 145 кавалерийском полку 4 кавалерийской дивизии Западного особого военного округа. В 1940-1941 гг окончил Зенитно-Прожекторное училище им. Баранова в Ленинграде. Участвовал в обороне Москвы и военных действиях на протяжении всей Великой Отечественной войны. Был тяжело ранен в голову и почти полностью потерял зрение на один глаз. В 1956 г в звании майора был уволен из СА по инвалидности. После этого работал главным механиком завода № 100 МО СССР, а позднее – старшим инженером Гидропроекта в г. Москве. В 1981 г ушел на пенсию и полностью посвятил себя кактусоводству.
Как было отмечено выше, кактусами Алексей Степанович, как и Ирина Александровна Залетаева, увлёкся сравнительно поздно, когда ему было за 50 лет. Но это не помешало ему очень быстро познать особенности культуры этих растений и стать одним из ведущих кактусистов страны. А Буренков и А. Мигач писали, что коллеги уважали А. Таранина «как настоящего коллекционера и первого председателя РОЛКК».
С Алексеем Степановичем я познакомился в Московском клубе примерно в 1975 г. в самом начале его увлечения кактусами. В члены МКЛК он вступил несколько раньше (удостоверение № 19, выданное Всероссийским ордена Трудового Красного знамени Обществом Охраны Природы) и до последних дней его жизни мы поддерживали тесную дружескую и творческую связь. Я его коллекцию знал также хорошо, как свою. А он знал мою коллекцию. Наши встречи и беседы в домашних условиях проходили не только по кактусным делам, но также по случаю семейных или общественных праздников. Поэтому я хорошо знал членов его семьи: спутницу жизни супругу Полину Михайловну (тоже участницу ВОВ), и двух дочерей – Ларису и Татьяну.
Перед написанием настоящего очерка я посетил Полину Михайловну и задал ей вопрос: «Какие у вас воспоминания об Алексее Степановиче?» Она ответила, что вспоминает мужа каждый день, ежегодно бывает у него на могиле. Он был человеком внимательным, добродушным, отзывчивым по отношению ко всем, не только к родственникам. Всем, кто его навещал, или обращался в письмах, старался помочь и помогал чем мог. Не раз случалось, что в безвыходных положениях приезжим предоставлял возможность переночевать, хотя у нас однокомнатная квартира. Несмотря на свой возраст, он был очень активным. Часто куда-то ездил по кактусным делам: то в клуб, то в редакцию журнала, то на встречу с приезжими кактусоводами и т.п. Ежедневно по вечерам очень много времени уделял написанию писем. Отвечал на каждое письмо, а их иногда в день приходило до десятка и более. Собирал и отправлял бандероли с сеянцами кактусов и с семенами. В общем, времени у него всегда не хватало. Вечером перед сном часто слышала слова: «Эх, не успел отправить письмо тому-то», или «эх, не успел позвонить или пересадить» и т.п. Так проходил почти каждый день. Я старалась ему не мешать и всегда помогала чем могла.»
Алексей Степанович любил бывать на природе, увлекался рыбалкой, охотой, сбором грибов. Как инженер, занимался «рукоделием» - конструировал то прибор для намагничивания воды для полива кактусов, то прибор для определения влажности почвы в горшках. Делал различные типы теплиц с автоматическим поддержанием заданной температуры, и многое другое.
Конференция и выставка кактусов в Риге, 1982. Справа - М. Н. Жуковский. |
С 1978 по 1983 гг он избирался председателем МКЛК. Первое его избрание совпало с тем временем, когда в клубе была напряженная обстановка, обострились противоречия по различным организационным вопросам. После избрания А. С. Таранина председателем МКЛК обстановка изменилась. Прекратились неурядицы, улучшились товарищеские отношения, оживилась клубная работа. Возобновились лекции по разным темам хорошо подготовленными специалистами. Активно стал работать совет клуба, в составе которого состояло до 15 человек. Работали кружки по исследовательской работе, секции по наиболее популярным родам кактусов («Астрофитум», «Гимнокалициум», «Пародия»). Когда Алексей Степанович решил сложить с себя полномочия председателя клуба, почти все члены клуба выразили глубокое сожаление.
В 1983-1986 гг Алексей Степанович избирался на более сложную и более важную общественную работу – председателем РОЛКК (Российское Объединение Любительских Кактусных Клубов). В 1986 г он возглавил семенной центр во вновь образовавшемся обществе – ВОКЛК (Всесоюзное Объединение клубов любителей кактусов), которое, к сожалению, в начале 90 гг с распадом СССР прекратило своё существование. Где бы ни работал А. С. Таранин, всё делал обдуманно, энергично и настойчиво. Из его общественной работы можно также отметить членство в МОИП – Московском Обществе Испытателей Природы (основано в 1805 г), в которое он вступил в 1983 г.
Алексей Степанович ежегодно принимал активное участие в выставках кактусов и конференциях (см. фото), проводившихся в музее им. Тимирязева, на ВДНХ, в различных городах страны (Душанбе, Краснодар, Баку, Киев и др.) и в зарубежных странах. В 1989 г он выступил с большим докладом в Ленинграде (см. фото) на юбилейной конференции, посвященной 30-летию Ленинградского клуба любителей кактусов. За демонстрацию хорошо выращенных растений Алексей Степанович был награжден большим количеством почётных грамот и дипломов первой, второй и третьей степени. 15 октября 1987 г был награжден бронзовой медалью ВДНХ.
На выставке кактусов в Тимирязевском музее в Москве, 1984. А.С.Таранин с супругой Полиной Михайловной (в центре) и родственницей.
| Gymnocalycium denudatum |
В 1990 г. Алексей Степанович выезжал в Чехословакию в составе большой группы кактусоводов нашей страны, где выступил с докладом об организации кактусного движения и достижениях кактусоводов СССР. После этого у него появилось много новых друзей-кактусоводов в этой стране, с которыми он постоянно переписывался. Тесные контакты и переписка были у него также с коллегами из Голландии, Германии США и некоторых других стран.
В юбилейном 1997 г. Алексея Степановича посетила фотокорреспондент газеты «Московская правда» Наталья Сметанина,. которая опубликовала на первой странице газеты (МП, № 3 (24)) обширный репортаж во всю полосу с интервью и цветными фотографиями. В репортаже корреспондент отметила, что «Сейчас Алексей Степанович Таранин, которому в этом году исполнилось 80 лет, занимается исключительно своей коллекцией. А это ни мало, ни много около 1000 экземпляров 400 видов. Некоторые из них ему особенно дороги. Например, редчайший 100-летний кактус, подаренный Таранину писателем Леонидом Леоновым. Или целое семейство кактусов из частных коллекций чешских друзей ...» «Содержать коллекцию в надлежащем состоянии мне помогает супруга Полина Михайловна», - заметил Алексей Степанович корреспонденту.
Можно считать, что Алексей Степанович Таранин внёс большой вклад в историю кактусоводства в России. Его успешный путь познания, высокая культура кактусоводства несомненно будут служить примером для других любителей кактусов.
Вечная память замечательному Человеку – Алексею Степановичу Таранину!