Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
К началу сайта // Работа секции // Журнал секции // Контакты  
К оглавлению выпуска

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 11 (1 за 2002 год)


ОПЫТ

КУЛЬТУРА ПОДВОЕВ (ЗАМЕТКИ КАКТУСИСТА-ПРАКТИКА)
Серовайский В.М.

Как коллекционер кактусов с 30-летним стажем берусь утверждать, что создать интересную коллекцию без применения прививок практически нереально. Наши условия столь резко отличаются от природных, что успешно приспособиться к ним могут лишь неприхотливые виды кактусов. К счастью, таких большинство и они прекрасно развиваются на своих корнях. Но душа коллекционера жаждет редкостей, жаждет трудных видов. А трудными и редкими кактусы становятся потому, что не желают расти у нас на своих корнях. И здесь вполне уместна прививка таких видов на неприхотливые и мощные подвои. Не обойтись без прививки и при культивировании «цветных»№ форм кактусов – лишенные хлорофилла, они могут существовать только за счёт жизненной энергии зелёного подвоя.

Прививка необходима также для быстрого подращивания маленьких «деток» или сеянцев; для спасения подгнившего растения в случае малых шансов на успешное укоренение. Прививку на мощные подвои с успехом используют для быстрого вегетативного размножения; на таком подвое даже в обычных условиях недеткующиеся виды кактусов обрастают массой «деток». Прививка на высокие подвои весьма часто применяется для создания высоко декоративных композиций кристатных форм кактусов.

Итак, прививка необходима во многих случаях. В этих заметках не будет описываться техника прививки. Наверное, за последнюю сотню-другую лет в этом процессе не было придумано ничего нового. ( Мы не имеем в виду экзотические способы прививки, на которые даже взяты патенты. Но, как мне представляется, их изобретателями двигало в основном тщеславие, попытка творения «искусства для искусства». Ничего общего с конкретной каждодневной практикой коллекционера эти способы не имеют.) Во всех книгах о кактусах, которых сейчас имеется на русском языке великое множество, подробно описана методика прививок, которая фактически повторяет содержание классических монографий.

А вот о подвоях пишется крайне скупо. Не даются сравнительные характеристики подвоев, не приводятся особенности отдельных групп подвоев, не рассматриваются примеры оптимальных пар: «подвой-привой» (и, соответственно, неудачных пар: «подвой – привой»). По всем этим вопросам мною накоплен определённый опыт, которым я и хочу поделиться.

Самыми общими требованиями к подвоям являются их неприхотливость к составу почвы, способность к быстрому росту, способность к быстрому размножению - генеративному (за счёт большого количества семян), и вегетативному (за счёт быстрого роста и надёжного укоренения черенков), а также стойкость к болезням и вредителям. Таким требованиям удовлетворяют многие представители эпифитных тропических кактусов (Hylocereenae), североамериканских столбовидных (Boreocereinae) и южноамериканских столбовидных (Austrocereinae).

Подробное рассмотрение конкретных подвоев начнём с тропических эпифитов.

I Триба HYLOCEREEAE Backbg.

Из них в качестве подвоев широко применяются прежде всего Хилоцереусы (Hylocereus), Селеницереусы (Selenicereus) и, в меньшей степени, Деамии (Deamia).


Gymnocalycium mihanovichii f. Rubra, привитый на Hylocereus

1. Hylocereus Br. & R. 1909.

(Для справки: за латинским названием таксона (вида или рода) следует, как правило, сокращенное имя автора (или авторов) научного описания данного таксона и год описания. В данном случае это американские ботаники Бриттон и Роуз.). К этому роду относятся ползучие эпифитные кактусы из тропической Америки. Больше всего их на Кубе, Гаити и Ямайке. Их зелёные мясистые стебли с воздушными корнями имеют три грани. Цветки по величине, красоте и аромату мало в чём уступают легендарной «царице ночи» (о которой речь ниже). По существу это - кактус-лиана (кактус-«змея», лазающий кактус), плети которого тянутся на десятки метров по земле, кустарникам и деревьям. Плод – ягода, ярко-красная при созревании, достигает размеров крупного апельсина. Много лет назад в одном из южных городов бывшего СССР в оранжерее крупного коллекционера кактусов мне удалось увидеть такую лиану. Её побеги-плети тянулись на многие метры вдоль стен оранжереи, воздушные корни лезли во все щели и горшки, стебель лианы (посаженной в огромный бак с перегноем) у основания был с руку толщиной. Грань растения, обращенная вниз (к земле) по всей длине была матового цвета и как бы отлакирована (т. е. это был не просто восковый налёт). Не знаю, было ли это особенностью данного конкретного экземпляра хилоцереуса или общим приспособлением вида против загнивания при постоянном контакте с влажным грунтом.

Наиболее известными видами рода являются Hylocereus purpusii, Hylocereus undatus, Hylocereus trigonus, Hylocereus triangularis. На жаргоне кактусистов хилоцереус, независимо от вида, называется просто – «треугольник» и как подвой пользуется огромной популярностью. В условиях комнатного содержания (зачастую при культивировании маточников и черенков под лампами дневного света) межвидовые различия хилоцереусов малозаметны и считаются несущественными. Кактусисты не придают им никакого значения. К тому же размножались хилоцереусы у нас много лет исключительно вегетативно. «Свежая кровь» пришла к нам лишь 10 лет назад с потоком «голландских» прививок, мощные подвои которых коллекционеры зачастую использовали на маточники.

За что же так любим «треугольник» и любителями и профессионалами? Это действительно самый массовый подвой, это подвой-труженик. По моим оценкам, до 90% прививок цветных форм кактусов, приходящих к нам из-за «бугра», сделаны с использованием хилоцереусов в качестве подвоя. А также не менее 50% (а скорее всего – и более) всех других прививок (кристаты, сравнительно редкие коллекционные виды и пр.). И мой опыт говорит, что «цветные» «детки» легко садятся на этот подвой, растут быстрее, чем на любых других подвоях, сохраняют интенсивную окраску, легко и обильно цветут. Наши опытные коллекционеры также предпочитают хилоцереус в качестве подвоя для маленьких сеянцев и деток для их быстрого подращивания. Хилоцереус безусловно обладает всеми необходимыми для идеального подвоя качествами: быстро растёт, черенки легко укореняются, устойчив к вирусам, гнилям, красному паучку. Немаловажно, что на хилоцереусах можно выполнять прививки круглый год (зимой – в теплице с лампами дневного света), т. к. он не нуждается в периоде покоя. Мощные черенки 2-3 см в диаметре и длиной 10-15 см могут быть даже постоянными подвоями для некрупных видов кактусов диаметром до 5-7 см.

Но (увы!) есть у треугольника недостатки как мелкие, так и серьёзные. И обусловлены они его тропическим происхождением. Он теплолюбив. Для нормального развития хилоцереусам нужна питательная почва, повышенные влажность и температура. Эти условия нетрудно выполнить в домашней тепличке, где мы держим свежие прививки. Летнее содержание этих растений также не вызывает особых трудностей, надо лишь своевременно поливать. Но на зимовке возникает масса проблем. Холодная зимовка вовсе не годится, желательна температура не ниже 15 гр. С. и редкое (1-2 раза в месяц) увлажнение грунта. Такой режим для прививок хорош лишь в том случае, если привоями являются мелокактусы, дискокактусы или юбельмании, то-есть тоже тропические виды. По моим наблюдениям, неплох этот режим и для цветных прививок. Для кактусов, требующих холодной зимовки, постоянная прививка на хилоцереусе является нежелательной. А для видов, требующих жёсткой зимовки (чилийцы, горные лобивии и т. п.) такая прививка неприемлема вообще. Или во время зимовки мы теряем подвой со всеми вытекающими из этого неприятными для привоя последствиями. Или, при щадящем для подвоя режиме, привой начинает расти, высасывая подвой (и вынуждая к новым поливам и т. д.), а что такое зимний рост при недостатке света – мы это хорошо знаем.

Другим недостатком хилоцереуса как подвоя является маленький диаметр камбиального кольца. Обычно в среднем он порядка 1 мм, и лишь у самых мощных черенков достигает 2-3 мм. Вследствие этого в качестве привоя могут быть маленькие сеянцы или детки, диаметр камбиального кольца которых такого же размера. Если у привоя по мере его роста камбиальное кольцо увеличивается, что типично для большинства шаровидных кактусов, то возникает новая проблема: в месте срастания привоя с подвоем происходит растяжение сосудов подвоя и, как следствие, механическое напряжение, которое приводит к разрыву сосудистых пучков. В результате образуется перемычка – «пробка» – между привоем и подвоем. Привой перестает расти, хотя ещё долгое время может выглядеть вполне благополучным. И только опытный глаз заметит неладное. Впрочем, такое происходит редко.

Каким бы мощным изначально ни был черенок подвоя, привой при достижении определённых размеров (см. выше) начинает подвой истощать. Это обязательно происходит в случае цветных привоев. Ассимилятов, вырабатываемых зелёной поверхностью подвоя, в какой-то момент начинает не хватать для нормального развития привоя. Он тем не менее продолжает «тянуть соки» из подвоя для своего роста и тем самым усугубляет ситуацию. В результате начинается процесс деградации: цветная прививка бледнеет, покрывается пятнами и в конечном итоге отмирает. Обычно цветная прививка живёт не более 10 лет. Из моего опыта: цветная прививка в форме пенька (когда верхняя часть срезана, а нижняя оставлена на маточник) даже с большим количеством деток, живёт дольше. По-видимому, в такой ситуации требуется меньше ассимилянтов.

Но и полноценный зелёный привой, или кристатная форма, вырастая, с течением времени также истощают подвой. Хотя и не так быстро, как цветной. Привой останавливается в росте, мясистые грани хилоцереуса утоньшаются практически до плоскости, в центре начинает просвечивать ствол камбиального кольца. И никакие подкормки, никакой спец. уход не поможет. Но эта ситуация имеет благополучное решение. В отличие от ситуации с цветными прививками, зелёный привой, имеющий крупные размеры, можно укоренить, или перепривить.

И, наконец, пожалуй последний, не очень существенный, недостаток хилоцереуса как подвоя. Сосудистый пучок у него со временем древеснеет. Поэтому прививки успешны или на молодые черенки, или на верхушку старых. Нельзя также прививать на низкий срез черенка, он должен быть не ниже 4-5 см. Хотя при прививке на верхушку черенка это ограничение снимается.

Все перечисленные недостатки не умаляют достоинств хилоцереуса как великолепного подвоя для быстрого подращивания маленьких сеянцев и деток, как лучшего подвоя для цветных форм, как растения (пусть и вспомогательного в наших коллекциях), благодарно отзывающегося на внимание и заботу кактусиста.


Цветущий Selenicereus grandiflorus

2. Selenicereus (Berg.) Br. & R. 1909.

Cеленицереусы – тоже являются «кактусами-лианами», «ползучими кактусами», «кактусами-змеями». Как и хилоцереусы, они образуют длинные густо ветвящиеся плети примерно с палец толщиной. Также имеют воздушные корни. Их родина – тропики и влажные субтропики Америки. Больше всего их в Мексике и на Антильских островах. Этот род кактусов имеет всемирную славу. О «царице ночи» (Selenicereus grandiflorus) знают люди, абсолютно далёкие от вопросов кактусоводства. Но они знают о цветках этого растения. Действительно, цветки селеницереусов – это нечто фантастическое. Они самые крупные в семействе кактусов, достигая более 30 см в диаметре и 20 см в длину с сильным приятным запахом, чисто белого цвета с узкими золотистыми (красноватыми снаружи) лепестками околоцветника. Распускаются они в сумерках и цветут одну ночь (отсюда и народное название этого кактуса). Ещё с юности я помню поэтичное описание этого цветка у Джека Лондона в одном из его произведений, когда густой аромат с оттенком ванили наполнял длинную и влажную тропическую ночь.

Конечно, в наших северных краях видеть и обонять эту красоту имеют возможность лишь сотрудники ботанических садов и владельцы капитальных оранжерей. Чтобы «воздвигнуть» такой гигантский цветок, куст растения должен быть мощным, с многочисленными побегами, не менее 1 м высотой. В условиях комнатной культуры это практически нереально. И поэтому мы режем побеги селеницереусов на черенки длиной 10-15 см (по возможности прямые) и используем их в качестве подвоев. В наших коллекциях чаще всего мы имеем дело с видами: Selenicereus grandiflorus («царица ночи» с о. Гаити), Selenicereus macdonaldiae («царица ночи» из Аргентины) и Selenicereus pteranthus («принцесса ночи» из Мексики). Отличаются они числом рёбер, количеством и размерами игловидных колючек и их расположением.

В качестве подвоя селеницереус используют в основном для подращивания маленьких сеянцев и деток. В целом их характеристики как подвоев аналогичны хилоцереусам, но есть и некоторые отличия. Селеницереусы более выносливы и неплохо переносят сухую зимовку при температурах порядка 10 градусов. Их сок очень клейкий и для успешной прививки маленького подвоя нет надобности прижимать его резинкой. Достаточно на пару минут прижать привой пальцем.

Существенным недостатком этого подвоя является малый диаметр камбиального кольца (в среднем 1 мм), что исключает возможность прививки крупного подвоя. К тому же отторжение прививки в процессе роста привоя происходит на селеницереусе значительно чаще, чем на хилоцереусе. По-видимому, проводящие сосуды селеницереуса менее эластичные и поэтому в месте сращения по мере роста камбиального кольца привоя легче разрушаются и отмирают. Как постоянный подвой селеницереус непригоден и по другой причине. По мере роста привоя он истощается ещё раньше, чем хилоцереус, т. к. имеет значительно меньшую площадь ассимилирующей поверхности. Эту его непригодность подтверждает и то, что среди огромного количества импортных коммерческих прививок, которые мне довелось видеть, не было ни одной прививки на селеницереусе. Хотя я вполне допускаю, что в оранжереях коммерческих хозяйств селеницереус применяется для первичного подращивания растения.

3. Deamia Br. & R.

Растения этого рода пришли к нам сравнительно недавно, в потоке импортных «голландцев». Обычно они продаются в виде обширного куста побегов, свисающих из подвесного кашпо. Моя личная покупка видна на фотографии моей коллекции, помещённой на 4 стр. обложки нашего журнала № 2 (2001). Растение подвешено к потолку оранжереи.

В первое время у кактусистов возникла дискуссия: что это такое? Многие (и я в том числе) считали, что это гибрид между гило- и селеницереусом. Но потом разобрались, что это Deamia testudo. Родина – тропическая Америка. Действительно, эти три рода – близкородственные эпифитные кактусы. Отдельные побеги деамии по форме и размерам похожи на побеги селеницереусов. Но они более мягкие и сочные, как у хилоцереусов. Внешне их почти не отличить от встречающегося иногда 4-х угольного «треугольника». Американские ботаники Бриттон и Роуз выделили два вида деамий в самостоятельный род. Однако некоторые современные систематики относят деамии к селеницереусам. Но лично я с этим не согласен. У этих растений совершенно разные формы роста. Побег селеницереуса – это лиана, длина которой ограничивается лишь лишь с возрастом растения. А побеги деамий, достигнув определённой, сравнительно небольшой длины, останавливаются в росте. Дальнейший рост растения происходит за счёт появления новых побегов из основания старых. Такую же форму роста имеют многие другие кактусы, например, эпифитный тропический кактус Schlumbergera – «декабрист», многие виды эхиноцереусов. Из других суккулентов аналогичную форму роста имеют многие стапелии.

Но к нашей теме проблемы систематики отношения не имеют. Заполучив этот новый для нас цереус, у меня возникло непреодолимое желание испробовать его в качестве подвоя. Попробовал. И вполне получилось. – годится. Это подтверждают и другие знакомые мне кактусисты. Конечно, деамия хороша лишь для подращивания маленьких сеянцев, т. к. имеет малый диаметр камбиального кольца. К тому же она теплолюбива как хилоцереус. Будет ли на ней происходить отторжение прививки, как это часто бывает на селеницереусе, сказать пока невозможно. Прошло слишком мало времени для таких выводов. Но растут прививки неплохо, хорошо околючены. Успешны и зимние прививки в тепличках с лампами дневного света. Считаю, что деамия вполне годится в качестве «рабочего» подвоя.

На этом я заканчиваю обзор подвоев - тропических эпифитов. О других подвоях поговорим в последующих выпусках нашего журнала.


(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru