ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 9-10 (3-4 за 2001 год)
МЫ И НАШИ КОЛЛЕКЦИИ:
МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ
А. П. Бурыкин, Старая Русса
Кактусами я начал интересоваться ещё в 1970 году, когда впервые прочёл статью об этих интересных растениях в журнале «Юный натуралист». Свою роль сыграло и цветное фото с группой цветущих ребуций. Возможно, эти колючие шарики, усыпанные яркими цветками и определили мою дальнейшую судьбу.
Моим первым кактусом был гибридный эхинопсис. Его детку я пытался укоренить с ноября до марта. Затем были эхинопсисы из цветочного магазина, опунции и трихоцереусы от знакомых. И так было до 1972 года, когда к нам домой пришли две женщины, которые представились членами секции кактусоводов-любителей при Гомельском областном обществе охраны природы. Нашли они меня по моим кактусам на окне. Одна из них была Серышева Екатерина Кирилловна. Эта пожилая женщина по молодому полная энергии сыграла такую же роль для гомельских кактусистов, как легендарная Ирина Залетаева для кактусистов Москвы. А дальше были выставки, интересные книги и кактусы.
|
|
В Гомеле я жил в частном доме и для кактусов были все условия. С апреля по октябрь они находились на улице при полном солнечном освещении. Но наступил 1986 год и встал вопрос о перемене места жительства. В 1992 году я переехал в Старую Руссу. Несколько лет пришлось обживаться, но кактусы были не на последнем месте, хотя кое-что и погибло. Через Шитикова Владимира Ивановича, нынешнего председателя Гомельского областного клуба «Лофофора», я узнал адрес в Москве, по которому можно было заказывать любые семена. Были восстановлены не только прежние виды, но и выращены новые.
|
|
|
Сейчас моя коллекция состоит из около трёхсот экземпляров порядка двухсот видов кактусов. Все кактусы выращиваю на своих корнях. В основном это довольно капризные и непростые для выращивания виды: эспостоа, обрегонии, триксантоцереусы, арио- и розеокактусы, цветущие крайнции, лехтенбергии и телокактусы. Есть в коллекции и своего рода «патриарх» - Echinocactus grusonii диаметром около 30 см. Приобрёл я его в 1973 г. сеянцем размером чуть больше спичечной головки. Есть крупные ферокактусы. Обычно эти растения страдают от сажистого грибка, появляющегося на сахаристых выделениях ареол. У меня эта проблема решается с помощью садовых муравьёв, которые, забираясь в теплички, выполняют те же функции, что и насекомые на родине этих кактусов. Надо только не задерживать ферокактусы на улице с наступлением осени, когда на смену муравьям приходят сырые туманы.
Уходящий 2001 год был успешным. В марте зацвели сразу два эхиномастуса: Echinomastus macdowellii и E. sp. (похожий на E. durangensis) и Glandulicactus uncinatus. Летом (а оно выдалось солнечным и жарким) зацвела крупными желтыми цветками Опунция каманчская (под таким названием я её приобрёл). В нашем регионе с его дефицитом солнечного света и тепла это – выдающееся событие. Оно оставило впечатление даже какого-то самопожертвования со стороны этих кактусов, лишний раз доказывающего, что даже такие простейшие организмы могут быть по своему благодарны за заботу и уход.