Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵

Российское общество по изучению кактусов и других сухолюбивых растений - РОИКС
Секция кактусистов МОИП
К началу сайта // Работа секции // Журнал секции // Контакты  
К оглавлению выпуска

ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 7 (2001 год)


CULTIVAR - журнал любителей кактусной экзотики

НОВЫЙ КАКТУСНЫЙ ЖУРНАЛ
Синев И. Е.


Сайт электронного журнала Культивар: http://lapshin.org/cultivar/

Человек, появившись на планете Земля, как бы мы ни восторгались его интеллектуальным превосходством, цивилизациями и произведениями искусства, в планетарном масштабе проявил себя в первую очередь в качестве убийцы и разрушителя окружающей среды и ее компонентов. Если поначалу, в доисторический период, исчезали отдельные виды, типа мамонтов и гигантских ленивцев, в последние века человек начал уничтожать целые экосистемы. Счет вымирающих животных и растений при этом идет уже не на единицы, а на сотни и тысячи.

Но, как говорил тот джентльмен, которому пришлось крупно раскошелиться на похороны своей тещи (см. Дж. К. Джерома), у каждой вещи есть обратная сторона. Уничтожая виды живой природы, человек одновременно сперва невольно, а в нашу эпоху целенаправленно создает тысячи новых сортов и пород хозяйственно полезных растений и животных, отсутствующих в природе. Как бы компенсируя произведенные и производимые разрушения природной среды. Коснулся этот процесс и кактусов. Любители всего необычного уже не удовлетворяются удивительным для кактусов строением ариокарпусов, делающим их похожими на банальные гаворции. Они идут дальше и не только собирают все уродливые монстрозные, кристатные и пестрые формы, но и специально выводят их. Преуспели в этом в первую очередь японцы, поразившие мир сперва пунцовым гимнокалициумом, а теперь фантастическими астрофитумами. Но, похоже, наши соотечественники не собираются отставать. И свидетельством этому служит новый интернет-журнал «CULTIVAR» (Культивар).

Это интересный журнал, электронный формат позволяет не ограничивать себя в количестве цветного иллюстративного материала, и в нем публикуются специалисты, у которых можно почерпнуть много нового и полезного. Чтобы не быть голословными, мы, с любезного разрешения издателей, перепечатываем два материала: "Как нас называть" В.Калишева и "Пестрая Weingartia lanata" Н.Шеморакова.


КАК НАС НАЗЫВАТЬ?
Валерий Калишев

Вероятно, все заметили, что термины «кристатный» и «монстрозный» - (формы кактусов) в публикациях употребляются достаточно часто, что же касается цветных форм, то здесь несколько сложнее. Их называют «цветные», «малохлорофильные», «пестростебельные» (пестрые - variegated), «культивары», «гибридные» и так далее. В СССР все цветные формы кактусов до недавнего времени назывались «бесхлорофильные». Причем само слово писалось с одним «л».

Исследования, проведенные в 2000 г. кандидатом биологических наук И. Скулкиным с цветными формами гимнокалициумов показали, что «Большинство цветных форм некорректно называть «бесхлорофилльными», поскольку хлорофиллы в них содержатся, хотя бы и в незначительном количестве, а иногда и в большем, чем у исходного корнесобственного растения Gymnocalycium mihanovichii var. friedrichii».

Данный вывод получен на основе тщательных лабораторных исследований. Не исключено, что по количественному содержанию хлорофиллов Игорь Михайлович подразделил бы все цветные формы как минимум на три группы: бесхлорофилльные, малохлорофилльные и хлорофилльные.

В то же время в практике должны существовать термины (названия), по которым можно было бы без дополнительных пояснений и лабораторных исследований определить, о какой группе растений идет разговор. Название «ЦВЕТНЫЕ ФОРМЫ КАКТУСОВ» это обобщенный термин. Классификацию, связанную с наличием или отсутствием хлорофилла, оставим специалистам. У рядового любителя подобных возможностей нет. Для него единственный критерий - окраска эпидермиса растений. По данному признаку, на мой взгляд, все цветные формы кактусов можно подразделить только на две группы: одно-двух цветные и многоцветные, или, как их называют, пестростебельные (пестрые). Почему «одно -двух», а не «одно-» и «двух» цветные? Просто потому, что одноцветные частенько, без видимых причин, превращаются в двухцветные растения. Сами, или их детки. Кстати, одно-двух цветными бывают не только обычные формы, но и некоторые кристатные и монстрозные формы кактусов.

Необходимо, естественно, определить, какие кактусы относить к той или иной группе. То есть определиться с процентным отношением видимой поверхности цветной части растения к зеленой. По имеющимся сведениям растения, поверхность которых на 40% и более зеленая, свободно могут расти на своих корнях. Исходя из этого, к группе пестростебельных кактусов можно отнести растения с содержанием цветной части до 60%. Не исключено, что такие растения имеются в природных условиях или могут там появиться. К группе одно-двух цветных отойдут все остальные кактусы.

Вместо термина «одно-двух цветный» можно применить термины «одноцветный» или «равноокрашенный», хотя и это, как уже говорилось, несколько условно. Потому что одноцветные растения вполне могут дать двуцветные детки или сами бывают не вполне одноцветными и равноокрашенными, а, например, красно-желтыми.

Можно рассмотреть возможность обозначения цвета эпидермиса кактусов аналогично тому, как это принято при обозначении окраса цветков гладиолусов - двухзначным числом. Первая цифра обозначае основной окрасцветка, а вторая - тон окраса. Например, число 99 соответствует коричневому цветку самого темного тона. Для кактусов может быть не двух-, а трех - четырехзначное число, тем более, что основных цветов не так и много: 1. Красный 2. Малиновый 3. Розовый 4. Желтый 5. Оранжевый 6. Темно-фиолетовый 7. Коричневый 8. Белый 9. Зеленый.

Возможно, кто-то предложит все же оставить термин «бесхлорофилльный» или «малохлорофилльный» в качестве условного. В любом случае к этой группе, вероятнее всего, должны отойти растения красно-оранжевой, желто-золотистой, белой и черно-коричневой (темно-фиолетовой) окраски.


МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ - пестрая Weingartia lanata
Николай Шемораков, Калужская обл.


Weingartia lanata f.variegata

Посев семян марта 1997 г. ничем не отличался от других моих посевов. К примеру, семена Weingartia lanata cv. Endorama, полученные от В. Романова (г. Ростов-на-Дону), дружно проросли на третий день после посева. Сеянцы были совершенно обычной окраски, росли неплохо. Их взошло около 100 штук.

К июлю 2000 г. остро потребовалась очередная пикировка - четвертая по счету. Сеянцы слишком сильно сжимали друг друга, достигнув уже солидных размеров. По разным причинам я все откладывал и откладывал эту пикировку весь текущий год. Именно в июле ко мне пришел приятель и попросил один сеянец Weingartia lanata. Я с трудом протиснул пинцет сквозь жесткие шипы «зарослей» сеянцев, буквально воткнув его между растениями. С большим трудом, несмотря на рыхлый субстрат, мне удалось вырвать взятый наугад сеянец. На месте удаленного растения осталось свободное место, где, как ни странно, виднелось что-то белое. Недоумевая, я пригляделся повнимательнее и обнаружил у соседнего сеянца белый как снег отросток с почти неразвитыми, крохотными колючками. Я аккуратно отрезал это «чудо-диво», растущее неизвестно сколько времени в полной темноте. Удивление еще больше возросло, когда при внимательном его рассмотрении в основании отростка обнаружились бледно-зеленые пятна. Я очень пожалел, что при прививке это тоненькое основание не удастся сохранить, придется отсечь.

Во время прививки на низкий (3 см высотой) Trichocereus sp. в толще стебля малюсенького отростка обнаружились еще более светло-зеленые пятна, примыкающие к камбиальному кольцу. Значит, часть хлорофиллоносных тканей все-же осталась внутри привоя. Я был доволен.

«Снежный» отросток Weingartia lanata cv. Endorama, привился без проблем, несмотря на крохотные размеры, и вскоре начал развивать колючки более или менее нормальных размеров. Но его окраска из «снежной» стала меняться на бледно-желтую без какого-либо намека на зелень. Причем окраска старых и новых шипов не отличалась совершенно. Все они были, в отличие от маточника и других сеянцев Weingartia lanata белого цвета без темных кончиков.

Все перечисленные признаки остались неизменными по сей день, хотя прививка растет без всякого затенения на открытом балконе южной ориентации. А тем временем трехллетний сеянец-маточник, с которого был взят цветной отросток, дал еще два отростка, но, увы, зеленого цвета.

В случае с Weingartia lanata cv. Endorama имеют место мутации (изменения) большой части пластид, часть инициальных клеток камбия сохранила хлоропласты, поэтому в толще стебля местами присутствует хлорофиллоносная паренхима. Ядерные ДНК навряд ли мутировали, поэтому «цветная» Weingartia будет давать семена, из которых появятся только зеленые сеянцы. Размножить эту форму можно будет только прививкой отростков (вегетативно).


(c) Copyrights since 1998, Peter Lapshin.
  Рейтинг@Mail.ru