ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 6 (2000 год)
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА: ВАДИМ МИХАЙЛОВИЧ ТАНТЛЕВСКИЙ (1940-2001)
22 января после продолжительной болезни ушел из жизни замечательный московский кактусовод Вадим Михайлович Тантлевский. Не стало одного из старейших, если не по возрасту, то по мастерству и продолжительности увлечения, кактусоводов России и Москвы.
Он увлекся кактусами в середине 50-х гг., еще будучи школьником.
В те времена тотального и перманентного дефицита кактусы были очень редким украшением наших жилищ. У друзей и знакомых можно было найти разве что эхинопсисы и филокактусы. В павильонах ВСХВ (потом ВДНХ, сейчас ВВЦ) можно было воровато отщипнуть кусок опунции. Черенок цереуса перувианского считался очень желательным приобретением, а от ребуции минускула приходили в неописуемый восторг. Не считалось зазорным ходить по улицам, осматривая по дороге окна домов - так можно было найти коллекционера, с которым можно было бы поменяться, или что-нибудь у него купить. Книги о кактусах в магазинах также не лежали. Их надо было "доставать". Те, кто знал, где и как, шли в магазин "Дружба" на "улице Горького", где изредка можно было найти книгу на немецком языке. Попадались на польском, словацком, чешском и венгерском. Первая и, кстати, самая хорошая книга о кактусах на русском языке - "Кактусы", Пажоута, Валничека и Шубика издательства "Артия" в Праге - появилась лишь в 1963 г.
Настоящего коллекционера такие трудности, конечно, не смущают. Значительно сложнее обстояло дело у Вадима Михайловича с освещением. Почти 50 лет он жил, сперва с родителями, потом со своей семьей в одной комнате в большой коммунальной квартире в доме №12 на улице Горького, ныне Тверской (В советские времена дом был известен тем, что здесь находился ресторан "Центральный" и магазин "Березка".). Эту комнату выделила семейству Тантлевских в 18-м году гуманная Советская власть взамен отобранного ею двухэтажного дома на Тишинке. Окно комнаты выходило на северо-восток в узкий внутренний двор. Соответственно, летом солнце было только до 10 утра, а в другие сезоны его не было вовсе. Вадим Михайлович нашел выход и из этой ситуации: одним из первых в Москве, а может быть и самым первым, он сделал тепличку с подсветкой из плотно установленных многочисленных ламп дневного света и с автоматически поддерживаемым режимом подогрева. Менее прихотливые кактусы, например, фрайлеи, гимнокалициумы, некоторые маммиллярии в таких условиях не только хорошо росли, но и цвели.
Вадим Михайлович не посещал московский клуб, обстановка в котором слишком напоминала ему родную коммуналку, но у него была масса друзей-кактусоводов. Он навсегда останется в памяти всех нас - своих товарищей и коллег по увлечению как внимательный и добрый товарищ, выдающийся специалист-электронщик и прекрасный кактусовод.