ЖУРНАЛ "КАКТУСЫ И ДРУГИЕ СУХОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ" - выпуск 2 (1999 год)
Вокруг кактусов: ПОСЛЕДНЕЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ ЧАРЛЬЗА ГЛАССА
Синев И.Е.
Помимо кактусов, существует также большое количество людей, так или иначе с миром кактусов связанных. А там, где люди, там и их взаимоотношения, подчас непростые, окрашенные национальным и географическим колоритом. Это тоже бывает интересно, или, по меньшей мере, любопытно.
Мы начинаем нашу рубрику с рассказа о малоизвестных деталях последних лет жизни выдающегося американского кактолога Чарльза Гласса.
Charles Glass (left pointing to an indian drawing in the rocks), W. A. Fitz Maurice (HOOCK, H.; HOOCK, W. 1994 . Kakt. and. Sukk. Band: 45 Heft (9) Seite 186-188 CANTE und Charles Glass: Hoffnung fur die mexikanischen Kakteen).
Полтора года назад ушел из жизни Чарльз Гласс (1934-1998). В последней трети уходящего столетия он был одной из наиболее заметных фигур мировой кактологии. Более четверти века он был редактором американского кактусного журнала. Совершил большое количество экспедиций в Мексику в природные местообитания кактусов, описал в соавторстве с партнерами более тридцати новых таксонов этих замечательных растений.
Мое заочное знакомство с Чарли началось с американского кактусного журнала. Те, кто начинал заниматься кактусами в 60-е гг, хорошо помнят информационный голод, сопровождавший наше увлечение. Сведения о кактусах, об их биологии приходилось добывать буквально по крупицам. Интересную, но устаревшую информацию удавалось получить из дореволюционных изданий. Но, конечно, самое интересное и самое новое можно было прочитать лишь в зарубежных изданиях. В 1976 г я получил возможность получать из академической библиотеки АН Туркмении в Ашхабаде американский кактусный журнал и был приятно поражен как его содержанием, так и качеством оформления. Малоформатные чешский, немецкий и английский кактусные журналы, во всяком случае в тот период, во многих отношениях явно уступали американскому.
В те годы (70-е) в американском журнале печатались полевые заметки под общим заголовком "Mexican Logbook", которые писали редакторы журнала Чарльз Гласс и Роберт Фостер. Эти весьма молодые (судя по фотографиям) люди регулярно наведывались в соседнюю Мексику и в природных условиях изучали кактусы, находили новые виды, собирали растения для коллекций и для реализации среди членов Американского Общества. Печатались великолепные фотографии найденных растений в природных местообитаниях. Для меня все это было на уровне фантастики. А жизнь американских коллег казалась сказочной: они могли изучать кактусы в Мексике!
Однако в 1993 г все из того же американского журнала (Larry W. Mitich - Cacti, shells, and music - the Charles Glass Story. В ж. Cactus and Succulent journal, 1993, No 1)из статьи Ларри Митиха, посвященной ушедшему в отставку с поста главного редактора Чарльзу Глассу, я узнал, что далеко не все в той жизни было очень хорошо.
Чарли, как звали Чарльза Гласса его многочисленные друзья и знакомые, родился в благополучной артистической семье в Новой Англии (отец - скрипач, мать - оперная певица). Он унаследовал артистизм родителей, имел внешность голливудского красавца, был умен и остроумен и легче заводил друзей, чем терял их.. В молодости он учился во Франции, армейскую службу проходил в Германии. У него была выраженная способность к языкам (помимо немецкого, французского и испанского языков, он знал также русский, а побывав несколько раз на Филиппинах, выучил местный тагальский) и вокальному искусству.
С кактусами он познакомился в 1960 г в возрасте 26 лет, случайно оказавшись в Калифорнии. Однако уже в 1966 г., имея еще весьма небольшой стаж кактусоводства, он стал редактором американского кактусного журнала и оставался им более четверти века - до 1992 г. Такая стремительная карьера, однако, вовсе не случайность, а проявление характерных черт личности Чарли. Он ничего не делал наполовину. Прежде, чем стать редактором, он не поленился прослушать годичный курс ботаники в колледже в Помоне, известном своими традициями в исследовании флоры американского Запада (именно в этом колледже многие годы работал Лиман Бенсон - автор монументального труда "Кактусы США и Канады").
В период с 1963 по 1980 гг (эта последняя поездка в Мексику была совершена на конгресс IOS) в содружестве со своим другом Робертом Фостером Чарли совершил 18 экспедиций в соседнюю Мексику. В результате этих экспедиций ими были описаны 25 новых таксонов кактусов и уточнено систематическое положение еще 26 таксонов, Эти находки и издательская деятельность сделали Чарли, которому не было еще 40 лет, одним из самых известных и авторитетных кактологов мира.
Однако, кроме блестящих достижений, были и неудачи. В 70-х гг. правительство Мексики приняло драконовское законодательство в области охраны национальной природы, которое практически полностью исключало возможность ведения научных исследований в стране иностранцами, такими как Чарли и Боб Фостер, которые как законопослушные люди, были вынуждены прекратить свои экспедиции в Мексику. (В то время, как коммерсанты фактически беспрепятственно продолжали нелегальный вывоз растений.) Результаты законотворческой деятельности мексиканцев хорошо видны из прилагаемого списка таксонов, описанных Чарли.
Список новых таксонов, описанных Ч. Глассом. или в соавторстве с ним
60-е гг
- Ferocactus recurvus var. greenwoodii Glass
- Mammillaria glassii Foster (Гласc счел неэтичным быть соавтором таксона, названного в его честь)
- Mammillaria saboae Glass M.goldii Glass & Foster
- x Ferobergia "Gil Tegelberg" Glass
70-е гг
- Coryphantha laredoi Glass & Foster
- Echinocereus knippelianus var. kruegeri Glass & Foster
- E. nivosus Glass & Foster
- Escobaria henricksonii Glass & Foster
- Gymnocactus aguirreanus Glass & Foster
- G. subterraneus var. zaragosae Glass & Foster
- G. viereckii var. major Glass & Foster
- Mammillaria fittkaui Glass & Foster
- M. oteroi Glass & Foster
- M. pennispinosa var. nazasensis Glass & Foster
- M.tayloriorum Glass & Foster
- Thelocactus conothele var. argenteus Glass & Foster
- T. conothele var aurantiacus Glass & Foster
- Turbinicarpus gracilis Glass & Foster
- T. laui Glass & Foster
- x Graptoveria "Debbi" Glass & Foster
1981, 1982, 1983 гг
- Mammillaria anniana Glass & Foster
- M. camptotricha "Mme. Marnier" Glass & Foster
- M. hernandezii Glass & Foster
- Turbinicarpus schmiedickeanus var. dickisoniae Glass & Foster
1992 r
- Aztekium hintonii Glass & W. A. Fitz Maurice
- Geohintonia mexicana Glass & W. A. Fitz Maurice
Из этого неполного списка (в него не включены находки, сделанные Глассом после 1992 г.) хорошо видно, как прервалась плодотворная работа кактолога в начале 80-х гг. При том, что описания 80-х сделаны на материале предыдущих лет.
Foto Patricia Lagarde, Historias de un Jardin charco del ingenio Ed. Santillana, link
Вторая неудача является скорее всего следствием первой - не имея возможности продолжать полевые исследования в Мексике, Чарли предпринял попытку реализовать концепцию ландшафтного ботанического сада суккулентов, где растения росли бы в сообществах, в грунте, то есть в более естественных условиях, нежели в кадках в застекленных оранжереях. Эта история связана с именем отставной оперной певицы польского происхождения экс-дивой Ганной Вальской, предложившей Чарли и Бобу для этой цели свое поместье Лотусланд в Санта Барбаре.
Надо сказать, что Роберт Фостер (Боб Фостер), друг и партнер Чарли во всех его начинаниях, оказался прозорливее, и через пару лет отказался от участия в этом проекте. Чарли не сворачивал с полпути, однако через 9 лет напряженной работы по созданию ландшафтного ботанического сада был буквально выпнут ("kicked out" - как он сам назвал произошедшее в одном из своих писем) из Лотусланда капризной престарелой владелицей, которая отказалась от проекта и скончалась через несколько месяцев после этого в возрасте почти 100 лет.
Десятилетняя работа пошла прахом. Это было сильнейшим ударом и разочарованием. Разумеется, Чарли не терялся и делал успешнейший бизнес с морскими ракушками, что потребовало от него 19 поездок только на Филиппины. Но для кактусиста это было "не то".
В 1991 году произошло то, что поначалу Чарли воспринял как величайшую удачу - его пригласили в Мексику на должность куратора коллекции кактусов и др. суккулентов, а также гербария в ботанический сад Эль Чарко дель Ингенио в Сан Мигель де Алльенде в штате Гуанахуато. Как пишет Гордон Роули - президент Британского общества (BCSJ Vol. 16 (2) 1998, стр 78), это была мечта его жизни. Он любил Мексику и все, что было в ней: ее растения, ее народ, его обычаи и искусство.
Charles Edward Glass (link)
В том же году, передав американский кактусный журнал новому редактору Майрону Кимначу, Чарли "выписался" из Штатов, как сказали бы мы, и принял гражданство Мексики. Это позволило ему возобновить изучение мексиканской суккулентной флоры. Результаты не замедлили сказаться - в содружестве с другими ботаниками им были описаны такие супер-новинки, как Geohintonia mexicana, Aztekium hintonii, Turbinicarpus alonsoi и рад других. Это были ошеломляющие находки. Кактусоводы всего Мира были в восторге. Одна такая находка сделает честь любому кактусоводу.
Работая в Мексике, Ч. Гласс пытался также воспитать поколение мексиканских кактологов, которые были бы в состоянии продолжить заинтересованное изучение суккулентной флоры своей страны, в значительной мере прерванное в начале 70-х.
Казалось, Чарли всех перехитрил и в первую очередь - мексиканских бюрократов. Но так казалось только тем, кто был далеко от Мексики. На самом деле все было не совсем так. Гордон Роули, хорошо знавший Ч. Гласса, пишет, что когда Чарли уехал из Штатов, это вызвало недоумение у некоторых из его друзей, которые сочли его поступок неосторожным. Так оно и оказалось. У южан свой менталитет. Каждодневная работа с мексиканцами сильно отличалась от дружеских встреч и не вызывала иллюзий: обещанная оранжерея, которая затмила бы Пальмовую Оранжерею ботанического сада в Кью, так и не была построена. Для работы с размножением редкостей пришлось привлекать помощь иностранных фондов.
В 1996 г возникла угроза прокладки дороги и жилищного строительства прямо в ботаническом саду (как тут не вспомнить, например, ботанический сад в Душанбе, от которого отрезали куски под гаражи начальников и завмагов). Кроме того, малейшее нарушение жестких законов по коллекционированию растений вело к арестам и штрафам. Одновременно он оказался в центре международной дискуссии по проблеме ограничений в сборе и экспорте растений. Будучи гражданином Мексики и работая в государственной организации, он не мог не защищать официальную точку зрения. Лишь очень высокая популярность и авторитет позволили ему сохранить, несмотря на это, старых друзей.
В результате к концу своей работы в саду Чарли испытывал такое же унижение и разочарование, как и в истории с Лотусландом. В конце 1997 года он уволился без возражений со стороны администрации. Вот что он писал по этому поводу Гордону Роули (BCSJ Vol. 16(2) 1998) 7 октября 1997 г.: Возможно, Вы уже знаете, что я ушел из CANTE. В целом это было совместное решение. Им не нравилось мое критическое отношение к их стилю руководства., а мне не нравилось направление, в котором они двигались последние два года. ... Конечно, мне очень, очень жаль, ... что я не смогу вести ту жизнь, привилегию вести которую имел последние 7 лет ... Но нам не дано знать, что приготовила нам жизнь за следующим углом."
В феврале 1998 г он скончался. Несомненно, жестокое разочарование ускорило его кончину. Он безвременно ушел из жизни. Но то, что успел сделать Чарльз Гласс, навсегда сохранит его в нашей памяти.