Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae CULTIVAR / КУЛЬТИВАР
журнал любителей кактусных аномалий
ENGLISH / Рус-Win1251
 Начало  I  Оглавление  I  Книга  I  Клубы  I  Ссылки  I  Редакция  I  Друзьям сайта  I  Контакты 
 
Кактусы.
Книгу пишем сами


 
Первые кактусы в Европе

Александр Урбан, Колючее чудо
Источник: сайт Надежды Грошковой,
Нижний Новгород www.cactus.nino.ru

Культурные растения

Морская экспедиция Колумба для открытия новых стран кончилась успешно. Большой триумф мореплавателя означал не только открытие ворот в Новый свет, но и новые возможности для научного исследования и мышления. Но в тот же момент была решена судьба древней и удивительной культуры, коренного населения неизвестного до сих пор континента, и поставлена под угрозу жизнь нескольких миллионов людей. Народы и поколения были осуждены на исчезновение. Пришло время великих перемен, коснувшихся в большей или меньшей мере всего живого — от человека до растительности.

Возвращение Колумба в Барселону было триумфальным. Он привез много интересных и невиданных предметов, его корабль был похож на ковчег Ноя. Собрать их не составляло труда, поскольку в стране, которую он открыл, все было необычным и иным, чем в Европе, был ли это человек, животное или растение. Колумб, разумеется, выбирал такие вещи, которые считал полезными. Так же поступал он и в своих последующих путешествиях, то же делали и все остальные, что толпами отправились вскоре во вновь открытые страны.

Очень быстро в Европе распространилось множество неизвестных до того времени растений, главным образом полезных. Законы и привычки старого континента реагировали на их приход весьма различными способами. Картофель, например, был пропагандирован и рекомендован в высших кругах, часто без успеха. Табак же был строго запрещен, тоже без успеха. Через некоторое время стало бесполезно как пропагандировать их, так и запрещать. Они быстро распространились по всему свету, и сегодня нам трудно себе даже представить жизнь без них. Таким же образом в Европу попало и много других растений, начиная различными видами фруктов и овощей и кончая цветами и деревьями, а среди них и кактус.

Сегодня трудно определенно сказать, на каком корабле приплыло к нам это удивительное творение растительного мира. Но одно можно сказать с определенностью: первый гидальго, позаботившийся о его импорте в Европу, сделал это по одному единственному побуждению: кактус ему понравился. Определенно без длительного исследования ему было ясно, что это не то растение, на котором он мог бы разбогатеть. Испанских завоевателей вело прежде всего стремление к богатству. Ослепленные этой страстью, они без колебаний уничтожали целые племена индейцев. Но ради кактуса кровь не лилась, не пролилась ни одна слеза.

Когда завоеватель осторожно выкапывал кактус из земли, чтобы отвезти домой, он, конечно, знал, что плоды его съедобны, а у некоторых видов и очень вкусны. Возможно, ему было известно и то, что из некоторых кактусов можно приготовить опьяняющие напитки. Но, вопреки этим сведениям, испанцев кактусы не очень привлекали. Хотя некоторые виды были, бесспорно, полезны, испанцам этого было мало. Дело в том, что отличные плоды нельзя было хранить длительное время, а тем более переправлять на большое расстояние. Кроме того, испанцы были очень суеверны, что лишь усиливало их недоверие к этим растениям. Когда после пробы некоторых видов опунций их моча стала красной, как кровь, они были в ужасе, им казалось, что у них лопнули сосуды. А эти напитки могли быть очень ценными, правда, не для тех, кто знал вкус настоящего спирта и вина.

О судьбе кактусов, впервые попавших в Европу, нам ничего не известно точно. Жизнь их была, вероятно, короткой, поскольку у первых, «кактусистов» еще не было опыта по уходу за ними. Мы не знаем, какие это были виды, но, кроме цереусов и опунций, это могли быть, прежде всего, приморские растения, главным образом мелокактусы. Эти события относятся к «доисторической» эпохе разведения кактусов. Первое, известное нам упоминание о кактусах, относится к 1535 г. и принадлежит одному из первых авторов истории Америки — Фернандесу де Овьедо-и-Валадезу.

Несколько обычных видов кактусов, особенно некоторые из неприхотливых опунций, в короткое время распространилось на Иберийском полуострове и постепенно завоевало себе «право жительства» во всем Средиземноморье. Не нужно было ничего больше, лишь воткнуть несколько члеников этих растений в глинистую почву в нескольких местах, а об остальном уж позаботилась сама природа. Ради съедобных плодов и других более или менее полезных свойств вначале к распространению кактусов приложил усилие и человек, но главная роль в этом принадлежала птицам, животным и ветру. Мелкие семена распространялись так же, как семена нашей клубники или малины. Где они раз укоренились, там уж остались навсегда. Так как кактусы были весьма устойчивы, то на некоторых местах Южной Европы, особенно в Испании, Португалии, на Сицилии и в Греции они распространились настолько, что стали бичом и опасностью для сельского хозяйства, потому что занимали не только свободное, ненужное пространство, но и пастбища, и земли, пригодные для обработки. Они быстро почувствовали себя «как дома», и сегодня придают этим странам своеобразный характер.

Остальные виды кактусов, образующие в настоящее время существенную часть коллекции, продвигались намного медленнее. И их распространение, продолжающееся до сих пор, было тихим и скромным, как сами растения. Распространение полезных растений американского континента по всему свету – от томатов вплоть до кукурузы – было делом цивилизации. Этого требовали интересы человечества. Там, куда попали эти растения, голод стал незнакомым понятием. То есть их значение было гораздо шире, чем в простом обогащении ассортимента блюд самых широких слоев населения. Значение их неоценимо.

Один вид кактусов, Nopalea cochenillifera, разводили до конца прошлого века в Америке, прежде всего в Мексике, но и на других континентах, на обширных кактусовых плантациях для получения красной краски (кармин) из тли, которая водится на этом растении. Это дорогое сырье вывозилось преимущественно в Европу вплоть до открытия анилиновых красителей. Кроме этого исключения трудно утверждать, что кактусы представляли собой необходимость для цивилизации.

У кактусов мало общего с желудком человечества, и их влияние на его благополучие и цивилизацию незначительно, точно так же, как у кукурузы нет ничего общего с чувствами и она непосредственно не влияет на культурную жизнь. Проникновение кактусов в среду людей, в быт человека обусловлено уже предварительно сформировавшимся жизненным и культурным уровнем.

Средневековье недаром зовется темным. Это было время суеверий, лицемерия и невежества. Культурный уровень широких масс был низким и хуже была только их нужда. Предпосылки для возникновения и условия для занятий своим «хобби» первоначально существовали лишь в кругах аристократии или же образованных людей. Правда, более высокий жизненных уровень не обязательно безусловно означает и более высокий моральный и эмоциональный уровень. Аристократия, однако, умела найти возможности для того, чтобы использовать свое положение и достижения цивилизации и культуры для своего блага. Но находились и бескорыстные меценаты и любители искусства и литературы, энтузиасты, которые закладывали древесные питомники и покровительствовали искусствам, увлекались коллекционированием, а некоторые, наконец, - и новым «хобби»: разведением удивительных экзотических растений – кактусов.

Корни самого увлечения коллекционированием уходят, правда, в древние времена. Оно развилось из влечения человека к владению и накоплению красивых и ценных вещей. Репертуар собираемых предметов определялся, прежде всего, материальными возможностями коллекционера, его культурным уровнем, а отчасти и модой. Коллекции оружия, лошадей, жен и рабынь или драгоценностей древних властелинов и монархов представляли огромные ценности. Владельцы этих древнейших «коллекций«, несомненно, не всегда руководствовались благородными побуждениями. Но, вопреки этому, мы не можем отказать в таких свойствах и первым «коллекционерам», которые собственно создали основу для популярного «хобби» настоящего времени. Доказательством этого служит, например, открытие в Месопотамии тысячелетних библиотек — огромных собраний исписанных черепков, т. е. плодов тогдашней литературы. Здесь уж, точно, главным мотивом служила не жадность царя, благодаря которому сохранились редкие памятники, но, прежде всего образованность и коллекционерская страсть библиофила.

Таким образом, ясно, что коллекционирование кактусов с начала новой истории вплоть до недавнего прошлого было привилегией высших классов, главным образом аристократии или же отдельных образованных представителей буржуазии. Увлечение кактусами может только тогда стать массовым, когда будут созданы условия для этого и в широких слоях населения. Сегодня это постепенно осуществляется во всем мире, и мы с удовлетворением можем констатировать, что и у нас. Правда, создание предпосылок для развития таких увлечений, каким является — среди многих иных — и культивирование кактусов, на современной ступени развития еще далеко не закончено

 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru