Lapshin.org
Суккуленты
🏠 Коллекция
Петра Лапшина
Каталог
для заказа
Наша
группа VK
Путешествия,
ботсады 🌴
Фотоатлас
суккулентов
Библиотека
статьи, уход
Определялка
голландцев 🌵
Start page Cultivar: e-magazine about exotic forms of Cactaceae Проект Валерия Калишева
журнал любителей кактусных аномалий
ENGLISH / Рус-Win1251
 Начало  I  Оглавление  I  Книга  I  Клубы  I  Ссылки  I  Редакция  I  Друзьям сайта  I  Контакты 
 
НОМЕР 6 (22):

Оглавление статей
Оглавление Книги
Оглавление выпуска


Рейтинг@Mail.ru


Фото 1.


Фото 2.


Фото 3.


Фото 5.

 
НЕОБЫЧНЫЕ РАСТЕНИЯ В МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ

Крис Хайнс
Перевод с английского Ларисы Зайцевой

Gymnocalycium mesopotamicum "Spiral Bound"

При посещении крупного питомника всегда появляется возможность поискать в рядах растений нечто такое, что отличается от всех остальных растений.

Вот и при посещении питомника в Саутфилде (графство Линкольншир) я обнаружил настоящую жемчужину. Среди примерно 50 горшков с Gymnocalycium mesopotamicum Kiesling пряталось одно растение с удивительным строением цветка. В отличие от обычных плоских лепестков с загнутыми кончиками, у этого растения каждый лепесток на середине своей длины закручивался на 90 градусов, а кончик лепестка поворачивался набок, вместо того, чтобы загибаться вниз. В целом, цветок напоминал пропеллер (фото 1, 2). Вполне возможно, что этот необычный или повреждённый цветок был единственным, а остальные будут обычными - по крайней мере, бутоны казались нормальными. Однако я, долго не раздумывая, вытащил горшок с этим кактусом. Рассматривая остальные цветки у сеянцев этой партии (выращенных из семян с полевым номером Р124), я понял, что все они выглядят типичными. G. mesopotamicum – сравнительно недавняя находка из Аргентины (1980). Это симпатичный, но, на самом деле, довольно обыкновенный гимнокалициум (несмотря на то, что Джон Пилбим описывает его как «незаурядный, потрясающий новый вид»). Интересно, что по некоторым описаниям цветки у него белые с розоватым оттенком, а по другим описаниям цветки чисто белые.

Со временем у купленного растения появились новые бутоны, и, когда они раскрылись, я увидел, что все они закручиваются по спирали, такое же строение было характерно и для цветков, появлявшихся на боковых побегах.

Некоторые из боковых побегов я отделил и буду их выращивать, чтобы проверить, сохранится ли у них спиралевидное строение цветка. Я ещё раз посетил питомник – и убедился, что у других растений этого вида нет такого свойства. Мое растение, таким образом, особый клон, он назван «Spiral Bound». Пока что не удалось получить от него семян – и не удивительно, ведь у меня это единственное растение этого вида, а попытка получить семена, пользуясь пыльцой маммиллярии, потерпела неудачу.

Необычные гимнокалициумы не так уж и редки. У меня есть G. baldianum с морщинистым эпидермисом и пара растений с хаотически расположенными точками роста, а также другие растения, у которых колючки либо короткие, либо длинные. Но описанный выше гимнокалициум прекрасен, и цветение его украсит любую коллекцию.

Кристатная Welwitschia mirabilis

Любители суккулентных растений часто выращивают виды, которые не столько суккулентные, сколько ксерофитные - к ним относятся многие бромелиевые, а также такие жемчужины растительного царства, как Welwitschia mirabilis Hooker.

Фото 4.

Это растение произрастает в пустыне Намиб и состоит из каудекса, из которого вырастает только два ремневидных листа, непрерывно растущих и растрёпанных на концах. Метаболизм у вельвичии происходит по CAM-типу; у неё длинный стержневой корень, в то же время своим существованием она обязана частым туманам, которые снабжают растение влагой. Также на каудексе образуются стробилы. Растение это двудомное, так что мужские стробилы появляются на одних растениях, женские – на других.

Семена крупные, с «крылышками», но в природе (и в культуре!) страдают от грибковых заболеваний. У сеянцев образуется длинный стержневой корень, при его переломе или повреждении растение гибнет. Примерно в 6 месяцев стержневой корень начинает ветвиться и одновременно приобретает устойчивость к мелким повреждениям. Всё это говорит о том, что вырастить растение непросто, поэтому сеянцы часто выращивают по отдельности в керамической глубокой трубе. На практике мне удалось установить, что ранняя пересадка, выполненная с предельной осторожностью, не создаёт проблем, и дальнейшие пересадки растением переносятся гораздо легче.

Вельвичия не является подлинным суккулентом, поэтому нельзя допускать полного пересыхания почвы, особенно у молодого растения. Два семядольных листика вскоре высыхают, вместо них появляется два настоящих листа. Рост происходит очень медленно, тем не менее, постоянно.

Семена мне удалось получить из Южной Африки; из 100 семян взошло около 40, через 6 месяцев у меня оставалось около 25 сеянцев. Дюжину я оставил себе, остальные раздал. Несколько растений я держу на подоконнике, остальные живут в теплице. Те сеянцы, что обосновались на подоконнике, растут медленнее (но лучше переносят зиму). Полив - в разумных пределах; у меня очень хороший дренаж и минеральный субстрат, поэтому растения поливаются довольно часто.

В центре каждого из крохотных растений – два приподнятых конусовидных образования, образующих каудекс. У одного из моих растений одно конусовидное образование было нормальным, а другое имело более линейное строение. Со временем она преобразовалась в волнистую ленту, тогда стало ясно, что это – кристата. Меня удивляет, что только половина середины каудекса стала кристатной – но она продолжает расти и листья, как будто, тоже развиваются нормально (фото 3-5).

Любопытно будет посмотреть, что станет с этим растением через несколько лет. Я никогда не слышал о кристатной вельвичии, однако я видел очень мало вельвичий вообще, не считая тех, что вырастил сам, поэтому трудно сказать, насколько редкий у меня экземпляр.


 

Cultivar e-magazin: Copyright (c) by Valery Kalishev, Chelyabinsk, Russia, since 2000.
Design and hosting by Peter Lapshin, since 2002. Contacts: Peter Lapshin

  Рейтинг@Mail.ru