КРИСТАТЫ И АНОМАЛИИ КОЛЮЧЕК
Британский журнал кактусов и суккулентов, N2, 19 июня 2001
Джон Пилбим
Перевод с английского Ирины Тен
Джон Пилбим рассказывает о селекции кристатных растений и некоторых аномальных кактусов, которые имеют необычно уменьшенные колючки. Фотографии автора и Билла Вайтмана.
Адрес: 51 Chelsfield Lane, Orpington, Kent BR5 4HG
Одно из преимуществ ежегодного посева семян за последнее множество лет – это рано или поздно случающееся появление аномальных пестростебельных или кристатных растений. Самое удивительное, когда появляется нечто доселе невиданное. Искушение привить такой сеянец на самой ранней стадии с соответствующим этому риском противостоит вероятности того, что если это не будет сделано, то почти наверняка именно он будет тем сеянцем, который сциариды или же грибки выберут своей жертвой.
Ныне известно несколько сотен кристатных кактусов и Стюарт Райли (тепличное хозяйство Plantlife, Южный Суссекс), похоже, так и будет находить новые формы каждый год в своих путешествиях, увеличивая их число. Некоторые из них симпатичнее остальных по своему характеру роста, скручивая аккуратные лабиринты оборок стебля в наиболее привлекательные формы, за что их часто называют "кактусами-мозгами" (brain cactus). Другие, обычно более крупные виды, имеют медленно растущий, толстый веер, который со временем истощает любой подвой, на какой бы он ни был привит. Мне доводилось видеть массивные кристатные растения, такие как Mammillaria rhodantha или M. spinosissima , которые весили 5 кг и более. Некоторые наиболее привлекательные из этих крупных видов – это кристаты Espostoa , или Pilosocereus, Echinocactus grusonii или Cleistocactus strausii , а также некоторые другие.
Крупнейшими из виденных мною остаются кристаты, случающиеся у растущих в природе крупных видов растений. Сразу вспоминаются 3 из них. Первая – огромная одиночная веерная кристатная форма Ferocactus peninsulae , виденная мною в штате Нижняя Калифорния Южная, около 20 см в толщину и около метра от кончика до кончика. Вторая – заросли Machaerocereus (Stenocereus) gummosus , в том же штате, которые своей густо растущей массой напомнили мне заросли шиповника в сказке про Братца Кролика, и которые имели несколько кристатных стеблей, выросших поздно в процессе роста растения, так что они находились где-то на уровне плеч. Они имели размеры, которые вполне позволяли им расти в культивации, единственное препятствие, которое мне приходит в голову, это поднятие этой тяжести, так как, несмотря на то, что они были уже, чем Ferocactus , около 10 см в ширину, длина их была около метра. Третья, которая мне вспоминается, – это огромный гребень Carnegiea gigantea из Пустынного сада города Феникс, Аризона, хорошо известный и часто фотографируемый, стоящий на стебле высотой, по меньшей мере, в три Дерека Баудери, приблизительная ширина размаха огромного веера, растущего на верхушке этой колонны, – по меньшей мере, полтора Баудера. (Чтобы иметь представление о росте Дерека Баудери по отношению к растениям, загляните в мою книгу Cacti for the Connoisseur , где на некоторых фотографиях он служит рулеткой, длиной около 165 см.)
Кристатные суккуленты представлены беднее, и мне кажется, что большинство из них менее привлекательны, чем кристатные кактусы, хотя и среди них есть такие, что могут по красоте поспорить со своими колючими родственниками.
Один из них, который я видел в питомнике Григсби, Калифорния, осенью 1996 года, был просто сногсшибателен – кристатная форма Euphorbia abdelkuri с необычным желто-оранжевым приростом в кристатной части растения. Было похоже, что она стала кристатной на позднем этапе жизни и поэтому гордо восседала на верхушке стебля, это выглядело так, как будто она была привита на нормальное растение того же вида. Я не знаю, была ли она размножена, но я уверен, что рано или поздно найдутся искусники, желающие применить свои умения на этой кристате, и она появится на рынке. Я рассматриваю эту возможность почти с тем же опасением, какое было у меня, когда я приобрел свое первое нормальное растение этого вида, которое многие энтузиасты эуфорбий умудряются успешно выращивать, но с которым я потерпел фиаско, как я думаю, из-за недостаточного количества тепла. Но для меня кристаты – это растения, перед которыми невозможно устоять, если подворачивается удобный случай, настолько они красивы.
Другое растение, с которым я сталкивался, известно как кристатная форма Euphorbia lactea 'Grey Ghost' и оно довольно широко выращивается в питомниках на материке. Я пытался применить к ней "мокрый" метод размножения, который я склонен применять главным образом для стеблевых видов Euphorbia , таких как E. aeruginosa , где черенки сразу помещаются в мокрый компост и обычно образуют корни в течение нескольких недель, но ни один из черенков не укоренился. В следующий раз думаю наоборот попробовать "сухой" метод укоренения, оставив черенки в пустом контейнере на свету, но не под прямыми солнечными лучами, пока корневые узлы не начнут формироваться вокруг основания черенков. На этой стадии, если их поместить в слегка влажный компост, они очень быстро укоренятся.
Еще одно растение, полученное мной для размножения, – старый гребень Euphorbia obesa , который я считаю одним из самых красивых кристатных суккулентов, исключая тот факт, что со временем он склонен формировать коричневое малопривлекательное основание, покрытое коркой. Его зачастую выращивают привитым, как и многие другие кристаты, и я тоже сразу берусь за нож, как только нахожу подходящий подвой, то есть растение из вида с очень сильными, толстостебельными колоннообразными растениями, такой как E. resinifera . Возможно, мне надо будет сделать то же самое с Euphorbia lactea 'Grey Ghost', но для начала мне надо раздобыть подвои.
Что же касается кактусов, у меня было всего 3 новых кристатных сеянца, выросших за последние несколько лет, что составляет в сумме всего около дюжины почти за 50 лет выращивания растений из семян – угнетающе низкий процент. Одну из этих последних кристат я наблюдал в культуре – Rebutia einsteinii var. gonjianii , и кажется, что это самый трудный вид для выращивания среди Rebutia , с узким стеблем, крошечными колючками и с цветками восхитительного горчично-желтого цвета. Она была надлежащим образом привита для размножения, довольно простая задача при непрерывной ленточке проводящих сосудов, которая характерна для кристат, и которую очень просто совместить с подвоем, и к тому же у меня было предусмотрительно сохранено несколько подвоев. К несчастью, очень часто она имеют привычку возвращаться к нормальной форме роста в разных местах по линии кристатного роста, прорываясь то тут, то там, напоминая множественный прирост Opuntia clavarioides , которая, похоже, никак не может решиться быть ей кристатной или нет. По крайней мере, одна из частей повела себя должным образом и сохранила компактный кристатный рост без отклонений, сформировав привлекательную кристату, извивающуюся в разные стороны и имеющую темную коричнево-зеленую окраску, но при этом молодой прирост имеет зеленый цвет. Это одна из самых привлекательных кристатных форм.
Второй сеянец – странная форма Gymnocalycium andreae , который последние несколько лет был помечен как G. doppianum или G. andreae var. doppianum , до сих пор не описанный подвид. У него обнаружился такой же тип прироста, как и у кристаты, упомянутой выше, с пурпурно-коричневой окраской и очень короткими, щетинистыми иголками, но с чуть более широкой полоской роста и без тенденции возвращения к нормальному росту. Он сформировал более бугорчатую, неровную кристату по сравнению с аккуратным ростом Rebutia , менее привлекательную.
У меня в запасе есть еще один сеянец Gymnocalycium , который, похоже, никак не может решить – сформировать ему гребень или нет. Он очень далеко зашел в его формировании, но теперь приостановил его развитие, и теперь выглядит как дихотомично разделенный стебель, как это часто бывает у видов Mammillaria , но, насколько я знаю, не встречается у этого рода. Это одна из многочисленных форм G. mihanovichii или возможно G. friedrichii (ныне его правильное название – G. stenopleurum ). У меня пока нет достаточного количества кристат, чтобы попробовать привить его на них и надеяться, что это побудит дальнейшее развитие кристатности, но недавно я его пересадил, чтобы заставить его расти быстрее и помочь определиться с выбором.
В настоящее время выявлено совсем немного кристатных видов Gymnocalycium , чему я был удивлен, так как в книге Й. Ито имеются фотографии не менее шести видов: G. anisitsii, G. mostii, G. saglionis, G. gibbosum, G. quehlianum и G. bruchii . Хотя это было опубликовано 40 лет назад, тем не менее, кажется, они до сих пор в культуре и могли появиться другие.
Первым среди моих трех кристатных сеянцев был сеянец Mammillaria microhelia , который проявил себя около 5-6 лет назад. Когда я прививал его кусочки, то использовал две разные части гребня. Первая имела обычные для вида красивые желтые радиальные колючки и хорошо развитые центральные красно-коричневые колючки, которые продолжали появляться на кристатном приросте. Еще один кусочек был снят на самом конце линии роста, где центральные колючки еще не выросли, и к моему удивлению после прививки он так и продолжал расти без центральных колючек, и я получил кристату совершенно другого вида. В отличие от других кристат Mammillaria , этот вид до сих пор ни разу и не цвел.
Именно по этой причине я всегда с удовольствием выбираю кристаты других видов Mammillaria , ведь это один из немногих родов, кристаты которого способны цвести. Я видел цветки на кристатных растениях M. zeilmanniana, M. wildii, M. longiflora и M. сarmenae , но не видел на некоторых других, таких как: M. gracilis, M. geminispina, M. bella, M. perbella, M. goldii, M. elongata, M. nana, M. dioica, M. schiedeana, M. pennispinosa , или на более недавних приобретениях: M. bombycina, M. humboldtii, M. tberesae, M. bocasana, M. lasiacantha, M. compressa (см. более длинный список на стр. 25 моей недавно вышедшей книги по Mammillaria ).
Я бы выделил три из них, достойные отдельного упоминания: M. elongata , чаще всего встречаемая форма – без центральной колючки, образует замечательно изгибающуюся массу узких стеблей, плотно сплетенную, и вызывает на ум так часто слышимый комментарий, что она похожа на извилины мозга; M. bocasana , которая похоже является формой, обозначаемой "multilanata", с густым белым ворсом, ворсистость даже усиливается в ее кристатной форме; и, наконец, невероятная Mammillaria 'Fred', кажется, являющаяся формой M. bocasana , она еще более причудлива в кристатной форме, как это можно видеть по фотографии.
Одна из причин, по которой я начал писать обо всех этих аномалиях суккулентного мира, – попытка обратить ваше внимание на другую странную форму, которая появилась в последние годы и пока довольно немногочисленна. Это необычно утолщенные и укороченные колючки, что приводит, по моему мнению, к очень необычному и привлекательному виду растений.
Возможно, самая известная из этих форм – Mammillaria gracilis с толстыми, густыми пучками колючек, известная как форма M. gracilis с монстрозными колючками или как M. gracilis 'Arizona Snowcap'. Так же хорошо известна форма Echinocactus grusonii с уменьшенными колючками, у некоторых растений они почти отсутствуют.
Одна из лучших среди этого рода аномалий – это растение Echinocereus davisii , которое цветет с тем же успехом, что и обычная форма, образуя ранней весной зеленые цветки. Это действительно одно из самых красивых маленьких растений с опрятными колючками, так же медленно, если не еще медленнее, растущее, как и обычная форма, даже будучи привитым (в таком виде, в каком оно ко мне попало).
Два вида Gymnocalycium имеют похожие формы с уменьшенными колючками среди партии выращиваемых мной сеянцев. Первый, G. leptanthum , не кажется таковым, пока не сравнишь его с нормальной формой, имеет значительно более короткие колючки, чуть более толстые, но это не настолько очевидно, как у других растений этого типа. Второй вызывает у меня больше эмоций, так как он достаточно привлекателен и в своем обычном состоянии, вид с великолепными колючками – G. spegazzinii , один из самых медленнорастущих видов этого рода и обычно вызывающий некоторые трудности в культуре, если отсутствуют хороший дренаж и терпение. Колючки очень короткие, и хотя это все еще молодое растение, его вид заставляет ожидать от него многого, и я жду с нетерпением, когда он вырастет. Надеюсь, появляющиеся колючки будут такими же мелкими.
Еще два вида проявили себя среди сеянцев, один у меня, другой у Дерека Баудери, первый – Echinopsis calliantholilacina , и второй – Ferocactus latispinus . Я внимательно слежу за их развитием.
Как видите, эту странную манеру роста производят одни из самых привлекательных растений, и я уверен, что они неуклонно будут заполнять рынок. Что мы делаем с ними на выставочных столах – это уже совсем другой вопрос.
Литература:
- ITO, Y. (1957) Explanatory Diagram of Austroechinocactinae.
- PILBEAM, J. (1995) The Cactus File 2(6): 2.
- PILBEAM, J. (1999) Mammillaria - The Cactus Filc Handbook 6.